Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов

Макроэкономическая политика 2017 - 2019 годов, проводимая в рамках бюджетных правил и в соответствии с принципами инфляционного таргетирования, обусловила существенное повышение устойчивости внутренних экономических и финансовых параметров к изменению внешнеэкономической конъюнктуры. В частности, практически исчезла зависимость курса рубля от колебаний цен на нефть. Одновременно более чем в 2 раза сократилась цена нефти, балансирующая бюджет: с уровня более 100 долл. США/барр. в 2014 году до около 50 долл. США/барр в 2018 - 2019 годах.

Настройка конкретных мер социально-экономической политики на период 2018 - 2024 годов происходила с учетом необходимости достижения национальных целей развития и выполнения других приоритетных задач, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).

Приоритеты социально-экономического развития на период до 2024 года сосредоточены на развитии человеческого капитала и улучшении качества жизни. Достижение поставленных задач невозможно без выхода на высокие и устойчивые темпы экономического роста, что требует расширения потенциала экономики. Поставленные цели достижимы исключительно на базе инвестиционно-ориентированной модели экономического роста <1>, сопровождающейся увеличением потребительских расходов на базе роста доходов.

--------------------------------

<1> При расширении инвестиционного спроса в первый период времени происходит в том числе и циклическое увеличение выпуска. В то же время структура расходов при реализации инвестиционных проектов такова, что влияние на рынок потребительских товаров оказывается меньшим, чем при сопоставимом расширении внутреннего спроса. Кроме того, высоко эффективные инвестиции могут оказывать сдерживающее влияние на темпы роста цен за счет создания дополнительных производственных мощностей или снижения издержек.

С 2018 года Правительство Российской Федерации внедрило новый элемент системы управления при реализации государственной политики - национальные проекты. Национальные проекты разработаны и реализуются в тех сферах социально-экономического развития, которые были обозначены в качестве приоритетных на период до 2024 года. Новый инструмент направлен на достижение понятных и измеримых результатов, зафиксированы сроки и ответственные за их реализацию. Кроме того, механизм работы с национальными проектами стал полноценным инструментом принятия управленческих решений.

В то же время инструменты государственной политики, направленные на достижение национальных целей развития и других ключевых приоритетов социально-экономической политики, включают значительно более широкий круг мер, реализуемых вне рамок механизма национальных проектов. Перечень мер и инструментов государственной политики в увязке с целевыми траекториями показателей достижения национальных целей развития содержатся в утвержденном Правительством Российской Федерации "Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Таким образом, реализация национальных проектов и ряда других запущенных к настоящему времени мер направлены на решение задачи обеспечения сбалансированного, устойчивого и инклюзивного экономического роста. Дополнительными факторами ускорения инвестиционной активности и, соответственно, роста экономики должны стать меры, включенные в план дополнительных мер по ускорению экономического роста, который Минэкономразвития России подготовило по поручению Президента Российской Федерации. В базовый сценарий социально-экономического развития заложена успешная реализация ряда структурных мер.

Реализуемые меры государственной политики разделены по сферам воздействия на факторы экономического роста в соответствии с теорией производственной функции с расширением на внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, выделяются следующие группы мер:

- меры, способствующие накоплению и модернизации основных фондов (тем или иным образом стимулирующие инвестиционный спрос);

- меры, улучшающие качество человеческого капитала (то есть в конечном счете приводящие к более глубокому и эффективному вовлечению населения в рынок труда);

- меры, способствующие росту общей факторной производительности (инструменты государственной политики, оказывающие влияние на экономический рост через более эффективное распределение ограниченных ресурсов и повышение доступности новых технологий);

- меры, оказывающие благоприятное влияние на трансляцию внешнеэкономических условий на внутренние экономические параметры.

В таблице 7 приведены ключевые меры структурной государственной политики, классифицированные по сферам воздействия на социально-экономическое развитие Российской Федерации, с указанием каналов их влияния.

Для оценки потенциального эффекта реализуемых мер государственной политики на экономический рост был применен комплексный подход, который позволяет оценить, как улучшение институциональных характеристик влияет на факторы экономического роста (см. раздел "Оценка вклада структурных мер экономической политики"). Вклад реализуемых мер в среднегодовой темп роста ВВП на душу населения в ближайшие шесть лет оценивается на уровне от 1,2 до 1,7 п.п. В среднем увеличение ВВП в результате реализации структурных мер экономической политики в ближайшие шесть лет оценивается на уровне 1,5 п.п. Таким образом, это означает, что успешная реализация мер экономической политики позволит увеличить темпы роста потенциального выпуска с текущих 1,5 - 2,0% в год до 3,0 - 3,5 процента.

Анализ эффектов от реализации национальных проектов и других значимых инициатив на ситуацию в соответствующих отраслях приведен в разделах Приложения 1.