<Письмо> ФНП от 29.08.2018 N 4299/03-16-3 <О порядке учреждения нотариусами наследственных фондов>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 29 августа 2018 г. N 4299/03-16-3

С 01.09.2018 вступают в силу положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, регулирующие порядок учреждения нотариусами наследственных фондов.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.03.2022 ст. 123.20-1 ГК РФ утратила силу. Новое положение установлено ч. 7 ст. 123.20-4.

В соответствии с пунктом 2 статьи 123.20-1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом.

Согласно пункту 35 Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденного решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 02.06.2014, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2014 N 129, нотариусы обязаны присоединять электронный образ нотариально оформленного документа при регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС) нотариальных действий по удостоверению завещаний.

В соответствии со статьей 1124 ГК РФ нотариус, ведущий наследственное дело, после смерти завещателя обязан получить электронный образ решения об учреждении наследственного фонда и электронный образ устава наследственного фонда и передать их в уполномоченный государственный орган, а также запросить у нотариуса, хранящего экземпляры завещания, один экземпляр завещания и по его получении передать лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа наследственного фонда, один экземпляр решения об учреждении наследственного фонда, устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом. По заявлению выгодоприобретателя нотариус обязан передать ему копию решения об учреждении наследственного фонда вместе с копиями устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50.1, пунктом 2 статьи 123.20-1, пунктом 5 статьи 1124 ГК РФ, статьей 63.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с приложением электронных образов решения завещателя об учреждении наследственного фонда и утвержденного завещателем устава фонда. При этом электронные образы завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, и условий управления фондом в уполномоченный государственный орган не направляются.

Необходимо отметить, что из анализа пункта 30.7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", а также положений Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 455, следует вывод об отнесении государственной регистрации наследственных фондов к компетенции территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения статей 5 и 16 Основ, в целях предотвращения раскрытия нотариальной тайны при направлении документов в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, при регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС нотариальных действий по удостоверению завещания, предусматривающего создание наследственного фонда, электронные образы решения, устава, условий управления фондом и самого завещания необходимо присоединять отдельными файлами.

Прошу довести данную информацию до сведения нотариусов - членов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

И.о. Президента

Федеральной нотариальной палаты

Ю.В.ИУТИН