См. Национальный план ("дорожную карту") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы.

I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы

I. Общее описание плана мероприятий ("дорожной карты")

по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской

Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий

из состояния естественной монополии в состояние

конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы

1. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации и является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации, необходим единый план мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции.

2. Целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

3. Контрольные показатели реализации плана развития конкуренции в отраслях экономики в каждом виде деятельности, указанном в приложении к плану развития конкуренции:

Наименование контрольного показателя

Единица измерения

Текущее значение

2020 год

Ответственные исполнители

1.

Обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу <1>

количество субъектов

нет данных <2>

присутствие в каждом виде деятельности не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

2.

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом

количество нарушений

3725 <3>

не более 1862

ФАС России

3.

Увеличение доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказов

процентов

15,4 процента <4>

не менее 31 процента

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

4.

Увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства

процентов

11,2 процента <5>

не менее 18 процентов

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности

4. Ожидаемые результаты развития конкуренции в отдельных отраслях (сферах) экономики (видов деятельности) и ожидаемые результаты развития конкуренции:

Ожидаемый результат

Ответственные исполнители (соисполнители)

1.

Увеличение удельного веса организаций социального обслуживания, основанных на негосударственной или немуниципальной формах собственности, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности

Минтруд России,

ФАС России

2.

Повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции в агропромышленном комплексе

Минсельхоз России,

ФАС России,

Минпромторг России

3.

Расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах

Минсельхоз России,

ФАС России,

ФНС России,

Банк России

4.

Снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений

Минсельхоз России,

ФАНО России,

ФАС России

5.

Сокращение доли несостоявшихся закупок в области дорожного хозяйства, а также исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации

Минфин России,

Минтранс России,

ФАС России,

Росавтодор,

Государственная компания "Российские автомобильные дороги",

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6.

Препятствование возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства

ФАС России,

Минтранс России,

Росавтодор,

Государственная компания "Российские автомобильные дороги",

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

7.

Обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

ФАС России

8.

Обеспечение не менее чем в 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

ФАС России

9.

Устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг)

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

ФАС России

10.

Повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 процентов ежегодно

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

ФАС России

11.

Сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", уже достигнуты показатели первого или последующих годов):

теплоснабжение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году;

водоснабжение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году;

водоотведение - до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году

Минстрой России,

ФАС России

12.

Обеспечение на товарных рынках в сфере жилищно-коммунального хозяйства присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу

Минстрой России,

ФАС России

13.

Увеличение доли малого и среднего предпринимательства на рынках жилищно-коммунального хозяйства

Минстрой России,

ФАС России

14.

Переход к рыночному ценообразованию путем формирования цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах. Формирование биржевого и внебиржевого индексов

ФАС России,

Минэнерго России

15.

Количество продавцов газа на организованных торгах (вне зависимости от принадлежности к группе лиц):

2019 год - не менее 6;

2020 год - не менее 7

ФАС России,

Минэнерго России

16.

Доля реализованного на биржевых торгах газа к общему объему реализованного газа на внутреннем рынке <6>:

2019 год - не менее 10;

2020 год - не менее 10

ФАС России,

Минэнерго России

17.

Развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть

Минэнерго России,

ФАС России

18.

Снижение количества нарушений в части соблюдения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 623 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра", по информации, предоставляемой ФАС России

Минэнерго России,

ФАС России

19.

Снижение количества нарушений Федерального закона "О защите конкуренции", в том числе путем повышения эффективности применения торговых политик

Минэнерго России,

ФАС России

20.

Исключение тарифной дискриминации

ФАС России,

Минэнерго России

21.

Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования

ФАС России,

Минэнерго России

22.

Создание условий в области промышленности для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках

Минпромторг России,

ФАС России

23.

Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации

Минпромторг России,

ФАС России

24.

Создание конкурентного механизма субсидирования возмещения потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга

Минпромторг России,

ФАС России

25.

Внесение изменений в порядок формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на услуги центрального депозитария

Минфин России,

ФАС России,

Банк России

26.

Развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта) и связанных с ними услуг

Минтранс России,

ФАС России

27.

Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках институционализации Совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и его дочерних зависимых обществ и формирование на его базе совета рынка железнодорожных перевозок)

Минтранс России,

ФАС России

28.

Комплексное развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта (развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок)

Минтранс России,

ФАС России

--------------------------------

<1> В сфере жилищно-коммунального хозяйства - в географических границах субъектов Российской Федерации.

<2> Оценка должна быть выполнена ФАС России в 2018 году.

<3> По данным ведомственной отчетности ФАС России за 2017 год с учетом выданных предупреждений и решений о наличии факта нарушения антимонопольного законодательства, принятых в связи с неисполнением предупреждений ФАС России.

<4> Согласно статистическим показателям, характеризующим результаты осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I - IV кварталов 2017 г., размещенным на сайте Минфина России (https://www.minfin.ru/ru).

<5> Доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства рассчитана от общей стоимости заключенных договоров по результатам закупок за первое полугодие 2017 г. (по данным доклада Минфина России о результатах мониторинга применения в первом полугодии 2017 г. Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").

<6> Под объемом реализованного газа на внутреннем рынке понимается объем оптовой реализации природного газа прочим потребителям внутреннего рынка (кроме населения) с использованием объектов Единой системы газоснабжения.