Отчеты 2022 года о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма доведены Информационным письмом Банка России от 18.01.2023 N ИН-08-12/6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа по НОР ФТ позволила выявить ключевые риски, характерные для НС ПФТ, в Российской Федерации на текущий момент. Продолжающийся длительное время конфликт на территории Сирии и Ирака, а также образование международной террористической организации ИГИЛ <3>, являются своеобразными катализаторами процессов финансирования терроризма в Российской Федерации. Потребность террористов в людских и финансовых ресурсах как раз и обуславливает выявленные риски, на которые все участники НС ПФТ должны обратить внимание и принять соответствующие меры по минимизации формирующих их угроз и уязвимостей.

--------------------------------

<3> Запрещена на территории России.

Кроме того, отмечается ряд сложностей на различных этапах процессов возбуждения уголовных дел и расследований преступлений, связанных с финансированием террористической деятельности.

При выявлении каналов финансирования терроризма отмечается, что большинство таких преступлений совершается путем передачи наличных денежных средств, что осложняет документирование данных фактов. Подобные преступления могут носить латентный характер в связи с сокрытием террористами и их пособниками истинных целей сбора или перемещения средств.

На практике в ходе проведения контртеррористических мероприятий подавляющее большинство террористов уничтожается на месте, что лишает следствие возможности дальнейшего установления источников финансирования терроризма.

При возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений по ст. 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части, касающейся финансирования терроризма, необходимо обратить внимание на то, что доказательная база по данному составу преступления собирается достаточно слабая, что, в свою очередь, отражается в недостаточном количестве уголовных дел по указанной статье.

В настоящий момент существуют сложности правоприменительной практики со стороны частного сектора механизмов отслеживания операций (действий) с наличными денежными средствами или иным имуществом, в том числе действий по использованию банковских ячеек, совершаемых фигурантами Перечня террористов и лицами, в отношении которых принято решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, либо лицами, действующими по их поручению, попыток совершения таких операций (действий), а также механизмов замораживания активов перечисленных лиц в указанных ситуациях.

ГРУППА РИСКОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, в сети Интернет.

Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием наличных денег.

Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием банковских счетов и банковских карт.

Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием операций с денежными средствами без открытия банковских счетов.

ГРУППА РИСКОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием незаконных способов получения средств.

Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием нерегулируемых субъектов.

ГРУППА РИСКОВ НИЗКОГО УРОВНЯ

Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, из законных источников.

Риск: Привлечение средств на финансирование террористической деятельности через некоммерческие организации.

Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием некредитных финансовых организаций и нефинансовых предприятий.