<Письмо> ФНП от 20.07.2018 N 3577/03-16-3 <О минимизации риска использования нотариальных действий в схемах по осуществлению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 20 июля 2018 г. N 3577/03-16-3

5 февраля 2018 года состоялось совещание между представителями Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (далее - Росфинмониторинг) и Московской городской нотариальной палаты, в ходе которого обсуждался вопрос выявленных в процессе осуществления надзора Росфинмониторингом операции и сделок, связанных с возможной легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, осуществляющихся через схемы, составляющим элементом которых является нотариальное действие по совершению исполнительной надписи.

Принимая во внимание значимость данного вопроса для всего нотариального сообщества, полагаю необходимым отметить следующее.

Нотариат является одним из элементов национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее также - ПОД/ФТ).

По мнению Росфинмониторинга, в выявленных схемах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, имели место случаи, когда нотариусы совершали исполнительную надпись без надлежащей степени осмотрительности, без тщательного изучения представленных документов, - если исходить из понимания обязанности всех участников системы ПОД/ФТ содействовать недопущению легализации (отмывания) денежных средств по стандартам FATF. <1>

--------------------------------

<1> Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF).

В связи с изложенным обращаю ваше внимание на необходимость тщательной проверки юридически значимых фактов при совершении исполнительной надписи.

Недопустимо совершение исполнительных надписей:

- на основании документов, не предусмотренных законодательством, в том числе на договорах займа, заключенных в простой письменной форме, за исключением договоров займа с ломбардами, подтверждаемых залоговыми билетами (Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2012 N 543);

- с нарушением срока, установленного статьей 91.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе при сообщении должником нотариусу о согласии на совершение исполнительной надписи до указанного срока.

При осуществлении внутреннего контроля и подготовке к совершению нотариального действия необходимо учитывать критерии подозрительности сделок в части возможного их использования для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе:

- первоначальный договор, устанавливающий задолженность, составлен в простой письменной форме. При этом к указанному договору в нотариальной форме удостоверено соглашение, изменяющее его условия (например, о порядке расчетов по договору, об изменении срока для возврата денег и т.д.) для придания самой сделке нотариальной формы;

- из поведения представителей должника и кредитора усматривается отсутствие спора между ними, оба приходят к нотариусу удостоверять дополнительное соглашение, но по непонятной причине не могут рассчитаться добровольно (вероятная блокировка счетов в кредитно-финансовой организации по признакам, перечисленным в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);

- сделка, на основании которой взыскивается задолженность, имеет краткосрочный характер, в том числе с точки зрения установленных периодов возврата долга; кредитор обратился за совершением исполнительной надписи незамедлительно после возникновения такого права;

- при обращении за совершением исполнительной надписи представлен расчет задолженности, в котором указаны реквизиты счета взыскателя в кредитно-финансовой организации за пределами Российской Федерации.

Указанный перечень критериев подозрительности сделок не является закрытым.

В связи с изложенным, в целях минимизации риска использования нотариальных действий в схемах по осуществлению легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, или финансирования терроризма, во всех случаях при решении вопроса о совершении исполнительной надписи необходимо с повышенным вниманием относиться к представленным документам, проводить проверку обратившихся лиц по правилам внутреннего контроля, установленным в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.

При этом в случае наличия у нотариуса любых оснований полагать о намерении лиц, обратившихся за совершением исполнительной надписи, осуществить данное нотариальное действие в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, ему надлежит уведомить о данных обстоятельствах Росфинмониторинг через личный кабинет нотариуса на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ознакомление с информацией, размещенной в личном кабинете нотариуса на сайте Росфинмониторинга, должно осуществляться на регулярной основе. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму обновляется Росфинмониторингом два раза в неделю. О случаях обращений к нотариусу лиц из указанного перечня за совершением нотариального действия, вне зависимости от того, было оно совершено или нотариусом было отказано в его совершении, нотариусу необходимо направить информацию в Росфинмониторинг через личный кабинет.

Прошу довести данную информацию до сведения нотариусов - членов нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Президент

Федеральной нотариальной палаты

К.А.КОРСИК