"Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ,

ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА

Настоящие методические рекомендации направлены на оказание методологической помощи подразделениям государственных (муниципальных) органов и организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) при приеме и анализе сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера <1>.

--------------------------------

<1> За исключением сведений, представляемых претендентами на замещение посредством прямых выборов должности или на членство в выборном органе (палате органа).

Обязанность отдельных категорий лиц представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения) установлена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также иными федеральными законами.

Анализ сведений входит в число основных функций органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в соответствии с положениями федерального законодательства о противодействии коррупции <2>.

Целями настоящих методических рекомендаций являются:

- формирование методологии проведения анализа сведений, направленного на оценку объективности и соразмерности имущественного положения отдельных категорий лиц их доходам;

- выявление признаков представления недостоверных или неполных сведений, конфликта интересов, иных нарушений положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;

- обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими, работниками, на которых распространяется обязанность представлять сведения, требований антикоррупционного законодательства.

Анализ сведений предполагает широкую вариативность действий, включая <2>:

- проведение бесед с гражданами и государственными (муниципальными) служащими (работниками) с их согласия, получение от них с их согласия необходимых пояснений. Данные действия направлены на конкретизацию содержания представленных сведений, изложение, объективность и (или) полнота которых при анализе вызывает обоснованные сомнения (вопросы). Проведение бесед и получение пояснений могут позволить исключить необходимость принятия решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- направление запросов в целях получения от государственных (муниципальных) органов и организаций информации о соблюдении государственными (муниципальными) служащими (работниками) требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну). Указанные действия могут осуществляться в целях оперативного уточнения отдельных положений (разделов) представленных сведений до принятия уполномоченным лицом решения о проведении проверки достоверности и полноты сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- изучение представленных гражданами и государственными (муниципальными) служащими (работниками) сведений, иной полученной информации. Изучение любой имеющейся в открытых источниках информации осуществляется в целях исключения неточностей и ошибок, конкретизации и (или) дополнения представленных сведений, выявления взаимосвязи с представленными за предыдущие периоды сведениями, случаев намеренного сокрытия служащими (работниками) тех или иных сведений, установления признаков, при которых существует вероятность наличия личной заинтересованности у служащего (работника), его родственников, а также иных нарушений положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

В случае если по результатам проведенного анализа была выявлена достаточная информация, свидетельствующая о представлении недостоверных или неполных сведений, конфликте интересов, иных нарушениях положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации, принимается соответствующее решение и проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.