СУДОПРОИЗВОДСТВО

Создается правовая основа для функционирования структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Устанавливается, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Определены, в частности:

- порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (предусматривается создание 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда будут входить президиум и 3 судебные коллегии - по гражданским, административным и уголовным делам);

- порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (предусматривается создание 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда будут входить президиум и 3 судебные коллегии - по гражданским, административным и уголовным делам).

Устанавливается также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд. Определены, в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

Кроме того, закрепляется предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции - 76 лет.

Одновременно, в отдельные законодательные акты РФ внесены изменения, касающиеся опыта, стажа, назначения, гарантий неприкосновенности, размеров должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения судей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции.

(Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ; Федеральный закон от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

В КАС РФ закреплены полномочия прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан

Соответствующие изменения внесены в статьи 275 "Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством" и 281 "Подача административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке" КАС РФ.

(Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ)

Уточняется право подозреваемого получать копию постановления о возбуждении уголовного дела

В соответствии с уточнениями, внесенными в статью 46 УПК РФ, подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела не только в том случае, если дело возбуждено в отношении лично него, но и в том случае, когда дело возбуждено по факту обнаружения признаков преступления.

(Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ)