3. Основные положения

3.1. Основными поводами для оценки коррупционных рисков, наряду с фактами хозяйственной жизни Корпорации или ее организации являются:

разработка и актуализация регламентирующих документов по процессу;

коррупционные и иные правонарушения или угроза их совершения при реализации процессов вследствие личной заинтересованности и (или) конфликта интересов участников процесса, в том числе повлекшие и (или) создавшие угрозу причинения убытков;

выявление убытков или угрозы их причинения, в том числе вследствие личной заинтересованности и (или) конфликта интересов.

3.2. Оценка коррупционных рисков в организациях Корпорации обеспечивается владельцами коррупционных рисков в последовательности, приведенной в пунктах 3.2.1 - 3.2.8 Указаний.

3.2.1. Определяются (выявляются - описываются и регламентируются) осуществляемые организацией Корпорации процессы, в которых выделяются критические точки процесса.

3.2.2. Для каждой критической точки процесса составляется описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:

а) характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;

б) ключевые должности;

в) вероятные формы осуществления коррупционных платежей и (или) иных выгод и преимуществ, способных заинтересовать и удовлетворить корыстную или иную заинтересованность участников процесса.

3.2.3. На основании проведенного анализа:

а) составляется карта коррупционных рисков процесса;

б) в Карте указываются ключевые должности, а в отношении работников, замещающих такие должности, устанавливаются специальные антикоррупционные процедуры и требования (например, регулярное заполнение декларации о конфликте интересов);

в) разрабатывается комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.

3.2.4. В зависимости от особенностей конкретного процесса для каждой критической точки вырабатываются меры по устранению и минимизации коррупционных рисков, которые, как правило, включают:

а) регламентацию способа и сроков совершения действий работником в критической точке процесса;

б) реинжиниринг функций, в том числе их перераспределение между структурными подразделениями;

в) введение или расширение процессуальных форм внешнего взаимодействия работников с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);

г) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;

д) введение ограничений, затрудняющих осуществление коррупционных платежей;

е) повышение квалификации лиц, занимающих ключевые должности и т.д.

3.2.5. При составлении Карты в нее добавляется необходимое количество строк для учета того, что устранение коррупционных рисков, обусловленных одной критической точкой процесса, может требовать применения нескольких мер по устранению и (или) минимизации коррупционного риска, а устранение коррупционных рисков, обусловленных несколькими критическими точками процесса, может требовать применения одной и той же меры по устранению и (или) минимизации коррупционного риска.

3.2.6. Наименование процесса указывается в Карте посредством ссылки на локальный нормативный акт и (или) его раздел (пункт), регламентирующие соответственно процесс (подпроцесс, процедуру, операцию).

3.2.7. Участники процессов, в том числе руководители, ответственные за их реализацию, при издании новых и актуализации действующих регламентирующих документов по процессам, в которых выявлены коррупционные риски, обеспечивают хранение Карт, локальных нормативных актов и иных документов, изданных с целью устранения и (или) минимизации коррупционных рисков вместе с официальными экземплярами соответствующих регламентирующих документов организации, а также ознакомление с Картами иных участников процесса.

3.2.8. Владельцы процессов информируют структурное подразделение и (или) должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о выявлении в результате оценки коррупционных рисков критических точек и ключевых должностей по каждому процессу по мере исполнения подпунктов 3.2.1 - 3.2.7 Указаний при издании или актуализации регламентирующих и иных документов по соответствующему процессу, направленных на исключение или минимизацию выявленных угроз.

3.3. Структурное подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации, учитывает сведения, полученные в соответствии с пунктом 3.2.8 Указаний при осуществлении мониторинга антикоррупционной работы организации и в установленном порядке информирует о работе на данном направлении Департамент защиты активов Корпорации [4.23 и 4.24].

3.4. В Корпорации анализ процесса в объеме, предусмотренном пунктом 3.2 Указаний, в том числе составление Карты, на стадии разработки и согласования в установленном порядке проектов регламентирующих документов по реализуемым процессам или их актуализации осуществляется по указанию владельцев коррупционных рисков. При этом особое внимание исключению коррупциогенных факторов уделяется при издании регламентирующих документов во исполнение требований федерального законодательства.

3.5. По крупным проектам ответственные исполнители независимо от выполнения в организации Корпорации пункта 3.2 Указаний и (или) одновременно с его исполнением, до начала стадий реализации проекта (наступления ключевых событий), приведенных в приложении N 2 к Указаниям, обеспечивают:

1) выявление приведенных в приложении N 2 к Указаниям и иных коррупциогенных факторов, и обеспечивают контроль исполнения мероприятий, направленных на исключение или минимизацию негативных последствий их реализации;

2) отражение в Карте принятых решений, изданных ЛНА и проведенных мероприятий, направленных на исключение или минимизацию негативных последствий реализации конкретного коррупциогенного фактора.