6. Шахматные часы

6. Шахматные часы.

6.1. Под "шахматными часами" подразумеваются часы с двумя циферблатами, соединенными друг с другом таким образом, что только один из них может работать в какой-либо данный момент.

В данных шахматных правилах под "часами" подразумевается один из двух циферблатов.

"Падение флажка" означает, что для одного игрока выделенное время кончилось.

6.2. а) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать какое-то минимальное количество ходов или все ходы за какой-то выделенный период времени и (или) может получить за каждый ход какое-то дополнительное количество времени. Все это должно быть указано заранее.

б) Время сэкономленное игроком за один период (игрового времени) добавляется к времени выделяемом ему на следующий период, за исключением случая, когда используется режим "задержки по времени".

В режиме задержки по времени оба игрока получают какое-то "основное время на обдумывание". Кроме того, каждый игрок получает при каждом ходе некоторое "фиксированное дополнительное время". Отсчет основного времени начинается только тогда, когда истекло фиксированное время. Если игрок переключает свои часы до истечения фиксированного времени, основное отведенное на обдумывание время не изменяется независимо от пропорции использованного им фиксированного времени.

6.3. Каждый из циферблатов снабжен "флажком". Как только флажок падает, необходимо проверить выполнение требований статьи 6.2. (а).

6.4. До начала игры судья решает, где должны находиться часы.

6.5. Во время назначенного для начала игры включаются часы игрока имеющего белые фигуры.

6.6. Если к началу игры не появляется ни один из игроков, игрок имеющий белые фигуры должен потерять все то время, которое пройдет до его прибытия, если только правила данного соревнования или решение судьи не будут другими.

6.7. Любой игрок, приходящий на партию спустя более одного часа после назначенного начала игрового времени считается проигравшим партию, если только правила данного соревнования или решение судьи соревнования не будут другими.

6.8. а) Во время игры каждый шахматист, сделав ход на доске, должен остановить свои часы и включить часы противника. Игроку всегда должны позволить остановить его часы. Его ход считается незаконченным пока он не сделал этого, если только сделанный им ход не приводит к окончанию партии (см. статьи 5.1. и 5.2.).

Время между совершением хода на доске и остановкой его часов с включением часов противника рассматривается как часть времени выделенного игроку.

б) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Игроку запрещается держать палец на кнопке часов или "нависать" над ней.

в) Игроки должны обращаться с часами надлежащим образом. Запрещается стучать по часам, поднимать или валить их. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со статьей 13.4.

г) Если игрок не в состоянии пользоваться часами, то для совершения операции переключения он может предоставить помощника приемлемого для судьи. Часы такого игрока должны быть установлены судьей справедливым образом.

6.9. Флажок считается упавшим, когда судья отмечает этот факт или когда игрок сделал соответствующее факту заявление об этом.

6.10. За исключением тех случаев, когда применимы статьи 5.1. или одна из статей 5.2.(а), (б) и (в), считается, что если игрок не сделал предписанного числа ходов за выделенное время, то партия проиграна этим шахматистом. Однако, если позиция такова, что противник не может дать мат его королю с помощью любой серии разрешенных правилами ходов - и даже при самой неумелой контригре, то партия считается ничьей.

6.11. Всякое показание часов считается окончательным, если отсутствует какой-либо очевидный дефект. Шахматные часы с очевидным дефектом должны быть заменены. Судья должен заменить дефектные часы и постараться, как можно точнее установить время на замененных часах.

6.12. Если упали оба флажка и невозможно определить, какой из них упал первым, то:

а) игра должна продолжиться, если это происходит в любой период партии, кроме последнего.

б) игра считается ничьей, если это происходит в период партии, в котором должны быть сделаны все оставшиеся ходы.

6.13. а) Если необходимо прервать партию, судья должен остановить часы.

б) Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться к судье за помощью, например, когда имело место превращение проходной пешки, а требуемой фигуры нет в наличии.

в) В каждом случае судья должен решить, когда игра должна быть возобновлена.

г) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к судье за помощью, судья должен определить, была ли у него достаточно веская причина для этого. Если очевидно, что веской причины для остановки часов не было, то такого игрока надо подвергнуть наказанию в соответствии со статьей 13.4.

6.14. Если возникает какая-то неправильность и (или же) надо восстановить какую-то предыдущую позицию, судья должен как можно точнее определить время, которое должны показывать часы. Он также, в случае необходимости, должен отрегулировать счетчик хода часов.

6.15. В игровом помещении разрешены экраны, мониторы или демонстрационные доски, показывающие текущее положение на доске, ходы и число сделанных ходов, а также часы, которые также показывают число ходов. Однако игрок не может предъявлять каких - либо претензий исключительно на основании информации показанной таким образом.