5. Соблюдение режима коммерческой тайны в отношении материалов, представляемых в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при проведении проверки антимонопольным органом, при рассмотрении ходатайств в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией

5. Соблюдение режима коммерческой тайны в отношении материалов, представляемых в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при проведении проверки антимонопольным органом, при рассмотрении ходатайств в рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

Согласно статьи 26 Закона о защите конкуренции информация, составляющая коммерческую тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.

Административная ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предусмотрена статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совершение такого правонарушения может влечь наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

В свою очередь уголовная ответственность предусмотрена статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, влечет наказание до трех лет лишения свободы, при причинении крупного ущерба или из корыстной заинтересованности - до пяти лет лишения свободы, а при наличии тяжких последствий - лишение свободы на срок до семи лет.

Отказ антимонопольного органа в предоставлении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, как общее правило в отсутствие специальных положений федеральных законов, предусматривающих право на такой доступ или ознакомление, является правомерным и обоснованным (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2016 N 305-КГ16-9107 по делу N А40-151566/2015; Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2012 N 3391/12 по делу N А40-7263/11-145-84, от 16.02.2012 N 15690/11 по делу N А45-20124/2010; постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2016 N Ф05-4012/2016 по делу N А40-151566/2015; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2011 по делу N А45-20124/2010; постановление ФАС Московского округа от 28.11.2011 по делу N А40-7263/11-145-84).

При этом комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства может содействовать самостоятельному предоставлению лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, пояснений, сведений и иных документов, свидетельствующих о тех обстоятельствах, на которые указанные лица ссылаются в обоснование своей позиции, в том числе путем исключения случаев запроса или истребования таких сведений и/или документов, если отсутствуют достаточные основания полагать, что лицо, у которого данные сведения и/или документы находятся, не заинтересовано или уклоняется от их самостоятельного предоставления в материалы дела.

Общие правила организации и проведения проверок антимонопольными органами, указаны в статьях 25.1 - 25.6 Закона о защите конкуренции. Положения законодательства об обязанности предоставления информации, составляющей коммерческую тайну антимонопольному органу по его мотивированному запросу, а также о правах антимонопольного органа на получение такой информации и ответственность хозяйствующих субъектов за непредставление такой информации полностью применимы к отношениям, связанным с проведением проверок антимонопольными органами.

В соответствии с частью 3 статьи 25.6 Закона о защите конкуренции результаты проверки, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Каких-либо исключений относительно режима коммерческой тайны, в том числе, связанных с правами на ознакомление с такой информацией третьих лиц (кроме непосредственно проверяемого лица) законом не предусмотрено.

При осуществлении контроля за экономической концентрацией антимонопольный орган вправе получать информацию, составляющую коммерческую тайну, что также следует из общих положений Закона о защите конкуренции относительно прав антимонопольного органа на получение информации и обязанности обеспечить режим ее конфиденциальности.

При этом Законом о защите конкуренции определены сведения, которые при подаче ходатайства о даче согласия антимонопольного органа на осуществление сделки, иного действия подлежат обязательному раскрытию. Так, частью 9 статьи 32, части 3 статьи 33 Закона о защите конкуренции предусмотрено обязательное размещение на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" сведений о поступившем ходатайстве, о сделке, об ином действии, заявленных в ходатайстве. Данное требование направлено на обеспечение реализации заинтересованными лицами их прав по представлению в антимонопольный орган сведений о влиянии на состояние конкуренции такой сделки, иного действия, предусмотренных частью 9 статьи 32 Закона о защите конкуренции.

Исходя из положений пункта 11 статьи 5 Закона о коммерческой тайне, указанные сведения не могут быть признаны коммерческой тайной, поскольку их обязательное раскрытие предусмотрено частью 9 статьи 32, частью 3 статьи 33 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" подлежит размещению информация о факте подачи ходатайства юридическим или физическим лицом, с указанием сведений об участниках сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (за исключением персональных данных физических лиц), а также предмета совершаемой сделки, иного действия, заявленных в ходатайстве (например, в ФАС России поступило ходатайство ООО "А" (место нахождения; основной вид деятельности) о даче согласия на приобретение 50% акций АО "Б" (место нахождения; основной вид деятельности); гражданин X обратился в ФАС России с ходатайством о получении в собственность основных производственных средств гражданина Y).

Решения, принятые антимонопольным органом по результатам рассмотрения ходатайств, поступивших в антимонопольный орган, подлежат размещению на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" с указанием информации в тексте решений в объеме не меньшем, чем при подаче ходатайств.

Каких-либо иных исключений относительно режима коммерческой тайны, в том числе, связанных с правами на ознакомление с такой информацией третьих лиц законом не предусмотрено. Соответственно, относительно такой информации должны быть приняты меры по охране конфиденциальности при ее предоставлении и созданы соответствующие условия, предусмотренные, в частности, статьей 13 Закона о коммерческой тайне.

В целях пресечения возможного злоупотребления режимом коммерческой тайны и обеспечения реализации лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, их прав в тех случаях, когда у антимонопольного органа возникают сомнения в том, что представленная лицом, участвующим в деле, или лицом, в отношении которого проводится проверка, информация с нанесенным на документы и электронные носители грифом "Коммерческая тайна" действительно составляет коммерческую тайну, антимонопольный орган вправе запросить доказательства принятия лицом, представившем такую информацию, мер охраны, предусмотренных статьей 10 Закона о коммерческой тайне.