Письмом ФНС России от 29.03.2018 N ГД-4-14/5962@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2018).

3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.1. При прекращении правоспособности юридического лица возможность проведения в отношении такого юридического лица каких-либо мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утрачивается.

По делу N А45-18374/2016 Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений об участии Обществе в обществе с ограниченной ответственностью на момент принятия решения об исключении общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества путем внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об Обществе как об участнике общества с ограниченной ответственностью, владевшем не менее чем пятьюдесятью процентами голосов общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, либо в отношении которого указанная задолженность признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица.

Решением от 31.03.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просило решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 09.06.2015 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением (форма N Р14001) с целью внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении своего участия в обществе с ограниченной ответственностью.

Инспекция решением от 14.06.2015 N 25089А отказала в государственной регистрации вышеуказанных сведений на основании "а", "д" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов (не представлены сведения, свидетельствующие о переходе доли на баланс общества с ограниченной ответственностью) и подписания неуполномоченным лицом заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

02.06.2016 на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ общество с ограниченной ответственностью исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

11.08.2016 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а именно, относительно того, что Общество является участником исключенного из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью.

Письмом от 11.08.2016 N 0416/028509 Инспекция сообщила, что проведение проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, невозможно в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.

Из статьи 1 Закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Частью 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрена проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, которая проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц.

Вместе с тем при прекращении правоспособности юридического лица возможность проведения в отношении такого юридического лица каких-либо мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утрачивается.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что с заявлением по форме N Р34002 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, Общество обратилось только 11.08.2016, то есть после исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об участнике общества с ограниченной ответственностью. При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, что применительно к заявленным Обществом требованиям Инспекция не имела возможности провести мероприятия по проверке заявления Общества о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, относительно участников общества с ограниченной ответственностью, поскольку правоспособность данной организации прекращена.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Суды, придя к выводу о недоказанности Обществом нарушения оспариваемым бездействием Инспекции его прав и законных интересов, правомерно учли также следующие обстоятельства:

- поскольку общество с ограниченной ответственностью не представляло в течение 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (последняя отчетность представлена 28.07.2010), у юридического лица в течение 12 месяцев по расчетным счетам отсутствовало движение денежных средств; расчетный счет, открытый в филиале "Новосибирский" АО "Г.", закрыт 14.01.2014, регистрирующим органом 05.02.2016 принято решение о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица; 02.06.2016 в реестр внесена запись об исключении указанного лица как прекратившего свою деятельность юридического лица;

- в Вестнике государственной регистрации (N 5, выход в тираж 10.02.2016) опубликовано решение от 05.02.2016 N 1237 о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью, вместе с тем в течение трех месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица заинтересованные лица, в том числе Общество, правом на заявление возражений не воспользовались и не представили в Инспекцию соответствующего заявления;

- нарушения, послужившие основанием для принятия регистрирующим органом решения от 14.06.2015 N 25089А об отказе в государственной регистрации сведений о прекращении своего участия в обществе с ограниченной ответственностью, заявителем не устранены;

- Общество, являясь участником, владеющим 85% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, и зная, что с 2014 общество с ограниченной ответственностью года фактически прекратило свою деятельность, 27.02.2015 принимает решение о выходе из данного общества, что не может свидетельствовать о добросовестном поведении заявителя как основного участника в отношении указанного юридического лица.

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.

3.2. Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" каких-либо нарушений.

По делу N А40-53969/17 Департамент обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекцией от 22.08.2016 о прекращении деятельности Общества в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", обязании Межрайонной инспекции устранить нарушение прав и законных интересов Департамента путем внесения записи об обществе в Единый государственный реестр юридических лиц как о действующем юридическом лице.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2017 по делу N А40-53969/17 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просил отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2017 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А40-53969/17 полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Из материалов дела следует и установлено судами, Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает в судах от имени Краснодарского края в рамках своей компетенции.

При этом Департамент является взыскателем по исполнительному производству от 29.08.2014 N 81967/14/77003-ИП в отношении должника общества, находящемуся в производстве Преображенского РОСП УФССП России по г. Москве.

Задолженность общества в размере 3 256 818 руб. 88 коп. возникла перед бюджетом Краснодарского края на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2011 по делу N А32-4129/2011.

Вместе с тем 22.08.2016 Межрайонной инспекцией принято решение о прекращении деятельности общества путем исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как недействующего юридического лица.

Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра определен статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Из положений статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 21.1 Закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, если в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

При наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (статья 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Согласно статье 21.1 Закона N 129-ФЗ одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

При этом согласно статье 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного данной нормой, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого дарственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Судами установлено и следует из материалов дела, что в Межрайонную инспекцию из Инспекции поступили Справка N 3434-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справка N 13434-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении общества, по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации N 32н N "Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов".

29.04.2016 было принято решение N 125403 о предстоящем исключении недействующего юридического лица общества из ЕГРЮЛ.

Сведения о предстоящем исключении общества были опубликованы 04.05.2016 в Вестнике государственной регистрации (номер журнала 17 (580) 2016).

Поскольку в течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением общества, регистрирующим органом 22.08.2016 в ЕГРЮЛ была внесена запись за ГРН 7167748058394 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, определения от 17.01.2012, N 143-О-О, от 24.09.2013 N 1346-О, от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное вышеуказанной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.

Разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении своего контрагента по сделке как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Неблагоприятные последствия бездействия кредитора при отслеживании информации о контрагенте не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ каких-либо нарушений.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, учитывая, что заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением общества из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить его из ЕГРЮЛ.

Ссылка Департамента на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2017 по делу N А40-8738/17 не влияет на законность принятых по настоящему делу судебных актов, поскольку указанным решением суда было удовлетворено заявление Департамента о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном листе.

При этом кассационная коллегия отмечает, что Верховным Судом Российской Федерации в пункте 39 Постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 сформирована правовая позиция о том, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированного юридического лица осталось нереализованное имущество.

Также дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены пунктом 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 53.1 данного Кодекса.