5. Должна ли оценка рисков ОД включать оценку рисков взяточничества и коррупции наряду с рисками других значительных финансовых преступлений?

В большинстве финансовых организаций подразделения по обеспечению соблюдения требований законодательства в сфере ПОД ведут вопросы ПОД (включая противодействие ФТ), применения целевых санкций, противодействия взяточничеству и коррупции в рамках одного подразделения, как правило, подразделения по соблюдению требований законодательства в сфере противодействия финансовым преступлениям. До начала оценки рисков ОД финансовая организация должна прежде всего оценить и определить объем и содержание предстоящей оценки рисков. Исторически сложилось, что оценки рисков ОД сосредоточены на рисках по типу клиента, виду операции и других рисках, связанных с наиболее традиционными формами ОД. Однако со временем новые виды финансовых преступлений стали предикатными по отношению к ОД, и, таким образом, в рамках обеспечения соблюдения требований законодательства в сфере ПОД рассматривается более широкий спектр подозрительной деятельности. В связи с этим процесс оценки рисков может включать оценку разнообразных и иногда несопоставимых видов деятельности, среди которых ОД, применение международных санкций, взяточничество и коррупция, различные виды мошенничества, инсайдерская торговля, манипулирование рынком и уклонение от уплаты налогов. В этом случае может иметь место не только дублирование факторов, используемых для оценки различных рисков, но и их значительное несовпадение.

В связи с этим финансовые организации могут предпочесть проведение единой оценки рисков, охватывающей все упомянутые области, осуществление отдельных оценок либо комбинацию указанных вариантов. Ниже приведены вопросы, которые следует рассмотреть для принятия решения в отношении широты охвата оценки риска:

- Санкции. В известной мере оценка рисков применения санкций пересекается с вопросами ОД и часто проводится в увязке с оценкой рисков ОД, хотя и требует наличия сведений и источников информации, характерных для данной области и зачастую доступных только в централизованном порядке. Руководства, издаваемые регуляторами, в особенности в США, предусматривают различные факторы повышенного риска, которые должны учитываться в рамках оценки рисков применения санкций, включающие в числе прочего: международные денежные переводы, так называемые "счета нерезидентов" или "индивидуальные счета временных резидентов без постоянного места жительства"; счета иностранных клиентов; трансграничные операции автоматизированной клиринговой палаты; аккредитивы и другие инструменты торгового финансирования; электронные банковские операции; корреспондентские счета иностранных банков; транзитные счета; обслуживание состоятельных клиентов по всему миру; иностранные отделения и дочерние банки; инвестиции в иностранные ценные бумаги; объединенные счета, используемые посредниками и третьими лицами для проведения биржевых операций. Многие из этих, а также других подобных факторов, как правило, связаны с оценками рисков ОД. Однако природа и эффективность инструментов контроля, ориентированных на снижение рисков, связанных с применением санкций, в особенности системы скрининга санкционных списков при проведении платежей, поступлении денежных средств и других переводах активов, могут отличаться от основных инструментов снижения рисков в сфере ПОД. Другие инструменты, такие как уровень надлежащей проверки клиентов с повышенным риском применения санкций, обычно являются компонентами программы ПОД финансовой организации.

- Взяточничество и коррупция. Факторы, используемые для оценки рисков ОД, могут быть также применимы при оценке рисков взяточничества и коррупции. Например, юрисдикция клиентов и (или) расположения структурных подразделений финансовой организации важны для оценки и рисков ОД, и рисков взяточничества и коррупции. Риск, исходящий от юрисдикции, частично зависит от таких факторов, как, например, наличие нормативного правового регулирования, устойчивость регулятивной среды и уровень правовой культуры. Эти факторы существенно влияют и на риски ОД, и на риски взяточничества и коррупции. Определенные аспекты клиентской базы финансовой организации также будут значимыми с точки зрения рисков ОД и рисков взяточничества и коррупции. Например, объем, доля и (или) размер организации клиентов, связанных с правительственными органами, могут оказывать влияние и на риски ОД, и на риски взяточничества и коррупции, хотя и в разной степени. Несмотря на то что существует некоторое дублирование факторов, используемых при оценке рисков ОД и рисков взяточничества и коррупции, некоторые другие факторы могут быть гораздо более актуальными для оценки рисков взяточничества и коррупции. Среди таких факторов - наличие третьих сторон, действующих от имени и по поручению финансовой организации, практика найма персонала, благотворительная деятельность, вручение деловых подарков и проведение развлекательных мероприятий. Указанные факторы, а также иные не противоречащие законодательству практики деловых отношений потенциально могут быть использованы ненадлежащим образом для предоставления каких-либо преимуществ конкретному представителю государственной власти либо сотруднику клиента или третьей стороне (либо получения от указанных лиц соответствующих преимуществ) и, соответственно, могут создать риски взяточничества. В связи с этим склонность к применению таких практик и их масштаб необходимо учитывать в рамках оценки рисков взяточничества и коррупции.

Следует обеспечить возможность выделения любого из этих видов рисков в рамках оценки рисков на основе собранных базовых сведений, что позволит создать условия для подготовки конкретных суждений в отношении рисков.

Вне зависимости от того, осуществляет ли финансовая организация в официальном порядке оценку вышеизложенных (и иных) рисков финансовых преступлений посредством единой оценки рисков ОД либо отдельных процессов оценки, необходимо обеспечить понимание Службой ПОД масштаба рисков, существующих в рамках финансовой организации. Аналогичным образом Службе ПОД следует понимать уровень эффективности и имеющиеся недостатки в инструментах контроля, ориентированных на снижение соответствующих рисков финансовой организации, вне зависимости от того, относится ли к компетенции Службы ПОД управление и поддержание указанных инструментов.

В последнее время такие правонарушения, как осуществление инсайдерских сделок и манипулирование рынком, стали предикатными преступлениями по отношению к ОД и, по существу, могут рассматриваться в рамках оценки рисков ОД. Тем не менее на данный момент они, как правило, подлежат рассмотрению без увязки с оценкой рисков ОД, несмотря на сходство методологий оценок упомянутых видов риска. В случае если в соответствии с решением регулирующего органа/органа законодательной власти перечень предикатных преступлений дополняется новым правонарушением, может возникнуть необходимость пересмотреть методологию оценки, с тем чтобы обеспечить ее надлежащий охват.