Введение

Литературы, посвященной пониманию риска в зависимости от содержания, размера группы и ряда других факторов, очень много. Большинство финансовых организаций, как правило, использует оценку рисков в таких областях, как кредитный риск или рыночный риск, где не представляется затруднительным определить количественное значение риска, который, как правило, оценивают до его принятия. Однако оценка риска финансового преступления несколько отличается, поскольку сосредоточена на оценке "косвенного" риска, то есть риска, отражающего внутреннюю и внешнюю среду финансовой организации, в том числе инструменты контроля, направленные на снижение рисков. Тем не менее при проведении обоих видов оценки методологии количественной и качественной оценки рисков представляются полезными, поскольку помогают финансовой организации в оценке рисков, понимании изучаемого явления, анализе источников и влияния риска финансового преступления и разработке инструментов и методов управления этими рисками. В своих лучших проявлениях они позволяют устранить значительную часть предвзятости и субъективности анализа риска, а также предоставляют финансовым организациям инструмент измерения риска.

В январе 2014 года Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) издан документ, получивший название "Эффективное управление рисками отмывания денег и финансирования терроризма" <2>, который содержит следующее заявление о важности и порядке осуществления оценок риска:

--------------------------------

<2> http://www.bis.org/publ/bcbs275.pdf

"Эффективное управление риском предусматривает проведение идентификации и анализа рисков отмывания денег и финансирования терроризма в банке, а также разработку и эффективное внедрение политики и процедур, соразмерных выявленным рискам. При проведении всесторонней оценки риска для выявления рисков отмывания денег и финансирования терроризма банк должен учитывать все существенные факторы присущего и остаточного риска, в числе прочего на страновом, секторальном, банковском уровнях и уровне деловых отношений, для того чтобы определить свой профиль риска и соответствующий необходимый уровень его снижения".

Несмотря на то что указанный документ БКБН был издан относительно недавно, на протяжении длительного времени другие правовые режимы предусматривают проведение оценки рисков. Например, в США в Руководстве по проведению проверок в сфере противодействия отмыванию денег (ПОД), подготовленном Федеральным советом по надзору за финансовыми организациями (ФСНФО), предусмотрено, что руководство банка должно:

"...выстроить банковскую программу соответствия требованиям по ПОД в соответствии с профилем риска, идентифицированного по результатам оценки риска... разработать соответствующие политику, процедуры и процесс мониторинга и контроля рисков отмывания денег (ОД). Например, системы мониторинга банка по выявлению, изучению и направлению сообщений о подозрительной деятельности должны разрабатываться с учетом риска; при этом особое внимание должно уделяться продуктам, услугам, клиентам, лицам и географическим регионам с высоким уровнем риска, идентифицированным банком... при проведении оценки риска" <3>.

--------------------------------

<3> https://www.ffiec.gov/bsa_aml_infobase/documents/BSA_AML_Man_2014.pdf

В Великобритании в Руководстве, подготовленном Совместной координационной группой по ПОД, изложены некоторые суждения, которые должны быть учтены при осуществлении оценки рисков. При этом центральной темой указанного Руководства стала практика применения риск-ориентированного подхода <4>.

--------------------------------

<4> http://www.jmlsg.org.uk/industry-guidance/article/jmlsg-guidance-current

В целях настоящего документа при обращении к вопросу оценки риска ОД возникло общее понимание необходимости включения в него вопросов финансирования терроризма (ФТ), применения санкций, взяточничества и коррупции. Тем не менее, как будет отмечено далее по нижеприведенному вопросу 5, хотя может иметь место значительное совпадение факторов, используемых при оценке рисков ОД, взяточничества и коррупции, оценка рисков взяточничества и коррупции может также включать вспомогательные компоненты, которые обычно не используются в стандартных оценках рисков ОД и применения санкций. При этом в конечном итоге структура организации, результаты ее деятельности и деловые приоритеты будут оказывать сильное влияние на то, как фирма разработает свою методологию оценки.

Несмотря на то что вышеуказанный подход, как правило, применяется большинством финансовых организаций, другие подходы и их вариации, такие как, например, практика использования сценариев риска, в рамках которой оцениваются вероятность реализации сценариев ОД/ФТ и степень их воздействия, как метод расчета присущего риска финансовой организации, эффективно используются и в дальнейшем будут эффективно использоваться финансовыми организациями.

Существует множество способов проведения оценки рисков, и каждая финансовая организация должна внедрять соответствующие методологии с учетом ряда различных факторов, включающих в том числе ее размер, глобальное присутствие, рынки, организацию и риск-аппетит. Для обеспечения эффективности оценки риска руководство высшего звена совместно с основными заинтересованным сторонами должны обеспечить соответствующую поддержку деятельности по формированию здоровой культуры соблюдения установленных требований.