2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере транспорта

2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации государственной программы, в том числе

общие требования к политике субъектов Российской Федерации

в сфере транспорта

Государственная программа "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) является инструментом реализации государственной транспортной политики. Ее приоритеты и цели коррелируют с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стратегическими целями государственной транспортной политики развития транспортного комплекса Российской Федерации являются повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, увеличение скорости и объема доставки грузов, в том числе транзитных, развитие мультимодальных и транспортно-логистических технологий, цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Одним из ключевых приоритетов развития транспортного комплекса станет реализация мероприятий по формированию и развитию Единой опорной транспортной сети. Предполагается ликвидировать инфраструктурные ограничения на ней, в том числе за счет развития участков международных транспортных коридоров, сети аэродромов (аэропортов) гражданской авиации, устранения ограничений пропускной способности на подходах к портам, развития магистральной транспортной сети городских агломераций, создания автодорожных обходов крупных городов и других населенных пунктов, ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях, развития опорной логистической инфраструктуры.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

В рамках мероприятий по развитию грузовых перевозок планируется повысить эффективность товародвижения и конкурентоспособность российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг, в том числе за счет обеспечения бесшовной логистики на пограничных переходах, сбалансированной тарифной политики, запуска регулярных контейнерных поездов между крупнейшими агломерациями, расширения мультимодальной инфраструктуры и систем взимания платы за пользование инфраструктурой.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация указанных мероприятий позволит снять инфраструктурные ограничения на Единой опорной транспортной сети, обеспечит государственную и территориальную целостность Российской Федерации и обороноспособность страны.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

На достижение стратегических целей государственной транспортной политики будут направлены следующие цели Программы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

ускорение товародвижения на основе повышения качества транспортной инфраструктуры на 17,1 процента относительно уровня 2021 года;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг и рост экспорта услуг транспортного комплекса до 30 млрд. долларов США.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация мероприятий структурных элементов Программы на основе комплексного подхода обеспечит ускорение товародвижения за счет повышения качества транспортной инфраструктуры. Доля инфраструктуры Единой опорной транспортной сети в нормативном состоянии составит к 2030 году не менее 85 процентов, а протяженность участков, работающих в режиме перегрузки, снизится до 5 процентов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Важнейшим приоритетом государственной транспортной политики являются повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма, реализация которого возможна только на основе роста доступности транспортных услуг для населения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Повышение доступности качественных транспортных услуг для обеспечения транспортной подвижности на уровне 14,2 пасс.-км на 1 жителя является важнейшей целью Программы на период до 2030 года. Обеспечение доступности транспортных услуг для населения на уровне, гарантирующем социальную стабильность, территориальную связанность, развитие межрегиональных связей и национального рынка труда, возможно только на основе повышения надежности и доступности услуг магистрального пассажирского транспорта. Особую роль в обеспечении транспортной доступности играют гражданская авиация и железнодорожный транспорт, в сельской местности - автобусный и внутренний водный транспорт. Рост доступности транспортных услуг непосредственно повлияет на темпы реализации приоритетных проектов в области туризма, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и решения жилищных проблем.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для стимулирования социально-экономического развития сельских территорий, сохранения численности населения и обеспечения роста объемов сельскохозяйственного производства предполагаются развитие общественного транспорта, строительство автодорог с твердым покрытием и приведение в нормативное состояние местной дорожной сети.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Приоритетным вопросом являются развитие городского пассажирского транспорта и транспортное обеспечение крупных и крупнейших городских агломераций, являющихся центрами экономического и социального развития страны. Сбалансированное развитие систем общественного транспорта (включая железнодорожный транспорт смешанного "город-пригород" сообщения) позволит обеспечить оптимальную транспортную доступность мест проживания, работы и досуговых объектов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для снижения негативного влияния на качество жизни населения и оптимизации транспортных систем запланированы переключение части грузопотока на внутренний водный и железнодорожный транспорт, строительство автодорожных обходов вокруг агломераций и внедрение грузового каркаса в агломерациях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом важнейшее значение будет иметь инфраструктурный эффект формирования городских агломераций, связанный с реализацией мероприятий и механизмов национального проекта "Безопасные качественные дороги".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменение геополитической ситуации и позиционирования России в мировом сообществе выдвигают новые требования к транспорту как к элементу системы национальной безопасности. Транспорт должен быть безопасным для жизни и здоровья населения, влияние транспорта как источника повышенной техногенной и экологической опасности должно быть сведено к минимуму.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы является базовой задачей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р, которая влияет на достижение всех целей государственной транспортной политики.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Достижению целей обеспечения общественной безопасности на транспорте способствует реализация следующих мер:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение безопасности дорожного движения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация комплексных мер по снижению количества и тяжести транспортных происшествий, в особенности на автомобильных дорогах, и негативного влияния транспорта на окружающую среду в рамках структурных элементов Программы позволит обеспечить достижение в 2030 году цели Программы "Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы с целью сокращения числа происшествий на транспорте на единицу транспортных средств на 16,1 процента относительно уровня 2021 года".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Важнейшим приоритетом государственной транспортной политики является цифровая трансформация транспортной отрасли. Задача по цифровой трансформации транспортной отрасли в рамках структурных элементов Программы будет реализована по следующим направлениям:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

цифровизация грузопотоков, предусматривающая создание и развитие системы отслеживания перемещения грузов, интеллектуальную аналитику грузопотоков и планирование транспортных коридоров;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

цифровизация транспортных средств, включая внедрение высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

цифровизация транспортной инфраструктуры, предусматривающая в том числе создание интеллектуальных транспортных систем городских агломераций (включая городскую сеть общественного транспорта), цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли, предусматривающая оказание государственных услуг в электронном виде, развитие ситуационных центров и моделирование развития транспортной отрасли, создание и развитие цифровых платформ, включая государственную информационную систему электронных перевозочных документов, инфраструктуру для обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством, систему отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок, цифровую систему транспортной безопасности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Цифровая трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий обеспечат повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снизят нагрузку на окружающую среду.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Достижение целей государственной транспортной политики невозможно без устойчивой системы подготовки кадров для транспортного комплекса, а также мер государственной поддержки образовательных организаций в соответствии с Концепцией подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 255-р.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Цели Программы сформулированы с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от ее реализации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

В число показателей Программы включены следующие показатели и индикаторы достижения национальных целей Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

Настоящая Программа включает также аналитические показатели, характеризующие отдельные сферы или вопросы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассчитываемые в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса является составной частью государственной транспортной политики Российской Федерации и должна быть основана на общих принципах и подходах, определенных государственными стратегическими документами, с учетом:

максимального учета и отражения особенностей социально-экономического развития и транспортных потребностей регионов Российской Федерации;

синхронизации планов по развитию транспортной инфраструктуры регионов Российской Федерации с приоритетами развития страны, а также механизмами их реализации;

планирования развития транспортной инфраструктуры на основе ее координации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

разграничения полномочий в сфере транспорта между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

преодоления существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов, развития единого экономического пространства, рационального межрегионального разделения труда;

государственной поддержки, включая предоставление из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры.

Приоритетами государственной политики субъектов Российской Федерации в сфере транспортного комплекса являются:

развитие пассажирского транспорта общего пользования (автобусный, внутренний водный транспорт, региональная авиация, пригородные железнодорожные перевозки), включая обновление подвижного состава, развитие транспортных систем крупных городских агломераций, создание современной системы скоростных пассажирских перевозок, транспортно-пересадочных узлов и перехватывающих парковок;

увеличение пропускной способности и улучшение параметров автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, строительство автодорожных подходов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)

(см. текст в предыдущей редакции)

увеличение пропускной способности внутренних водных путей;

обеспечение транспортной доступности удаленных и труднодоступных регионов морским и внутренним водным транспортом;

обеспечение содержания и развития объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

повышение экологичности и безопасности транспортного комплекса;

цифровизация транспортного комплекса в целях достижения "цифровой зрелости" транспортной отрасли и развития новых управленческих технологий.

Субъекты Российской Федерации принимают участие в реализации следующих мероприятий настоящей Программы:

развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов;

строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;

повышение качества дорожной сети общего пользования, в том числе уличной сети, городских агломераций, сельских и труднодоступных территорий;

приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;

развитие региональных аэропортов;

осуществление реконструкции аэропортовых комплексов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

создание систем внутригородского железнодорожного транспорта ("наземное метро") в крупных городских агломерациях: Краснодар, Уфа, Самара, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск;

обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети;

повышение качества транспортного обслуживания в городских агломерациях, в том числе обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта;

улучшение транспортного обслуживания сельских территорий.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 07.09.2022 N 1579)