<Письмо> Минздрава России от 11.12.2017 N 17-2/8451 <По вопросу лицензирования медицинской деятельности по остеопатии>

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 декабря 2017 г. N 17-2/8451

Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Департамент) в рамках установленных полномочий рассмотрел письмо по вопросу лицензирования медицинской деятельности по остеопатии и сообщает следующее.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минздрав России действующим законодательством не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, обращении медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Предоставление разъяснений в отношении лицензионных требований, предъявляемых к медицинским организациям Российской Федерации, не относится к полномочиям Минздрава России.

Вместе с тем, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Основываясь на этих принципах, согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Следует отметить, что пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение) установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающие наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке и другие.

В настоящий момент Минздравом России ведется разработка и внутриведомственное согласование порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "остеопатия".

При этом отсутствие утвержденного порядка не может приостанавливать права соискателя лицензии на получение лицензии при условии соблюдения лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 Положения.

Заместитель директора Департамента

Е.В.КАРАКУЛИНА