А. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности
А. Выводы и предложения по результатам осуществления
государственного контроля (надзора) в сфере образования,
в том числе планируемые на текущий год показатели
его эффективности
Утверждены приказы Минобрнауки России:
от 06.07.2016 N 822 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования" (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2016, регистрационный N 43079);
от 28.09.2016 N 1230 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 17.10.2016, регистрационный N 44064).
Это позволило осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в строгом соответствии с новыми требованиями законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом об образовании предусмотрены организация и проведение федеральным органом государственной власти в сфере образования мониторинга системы образования, при проведении которого осуществляется сбор информации о системе образования, обработка, систематизация и хранение полученной информации, анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.
В 2016 году с учетом предложений Рособрнадзора по внесению дополнений в показатели мониторинга издан приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 N 1399 "О внесении изменений в показатели мониторинга системы образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 14" (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2016, регистрационный N 44498).
В 2017 году будет продолжена работа по совершенствованию модели мониторинга системы образования в части компетенции Рособрнадзора, что позволит проводить мониторинг официальных сайтов образовательных организаций на постоянной основе, снизить нагрузку на проверяемые субъекты в части применения подхода предварительного контроля (надзора) и на основе его результатов - проведения мероприятий по профилактике нарушений, а также обеспечит открытость как проверяемых субъектов, так и результатов мониторинга в открытом доступе на официальном сайте Рособрнадзора.
Совершенствование правового регулирования контрольно-надзорной деятельности и обеспечение ее эффективности требует соответствующего изменения в подходе к качеству подготовки экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю, и являющихся в своем абсолютном большинстве сотрудниками образовательных организаций. В 2016 году Рособрнадзором разработаны и зарегистрированы Минюстом России приказы "Об утверждении формы заявления об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю", "Об утверждении критериев аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к проведению мероприятий по контролю".
Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют нормативные документы, регламентирующие оценку недостоверности или необъективности результатов деятельности эксперта, что исключает возможность принятия Рособрнадзором решения о прекращении действия аттестации эксперта.
Подготовлены и направлены предложения в Минобрнауки России по внесению изменений в Правила аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 N 636.
Вместе с тем представляется целесообразным отметить следующее.
Согласно Федеральному закону о защите прав юридических лиц отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
Оценка размеров ущерба, наносимого гражданам, обществу и государству, при нарушениях в сфере образования представляет собой значительную проблему, в связи с тем, что образование имеет не только конечный результат, связанный с достижением установленного уровня образования, но и долгосрочный, связанный с профессиональной деятельностью выпускников, их духовно-нравственным, творческим, физическим и (или) профессиональным развитием.
Образовательные организации, в отличие от хозяйствующих субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляют целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Деятельность образовательных организаций направлена на решение социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих задач в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, и не может иметь извлечение прибыли в качестве основной цели.
В соответствии с Положением о Рособрнадзоре к полномочиям Рособрнадзора отнесен государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Эти же функции в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 N 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N ДМ-П13-8410 Рособрнадзором подготовлены и направлены в Минэкономразвития России предложения об исключении функции по государственному надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, из полномочий Рособрнадзора как избыточной и дублирующей.
В целях качественного выполнения функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования в 2017 году Рособрнадзору необходимо также продолжить работу по:
совершенствованию законодательства в целях повышения качества проводимых контрольно-надзорных мероприятий;
выполнению План-графика реализации в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р;
развитию методического и технологического обеспечения функционирования системы мониторинга образовательных организаций высшего образования;
совершенствованию межведомственного взаимодействия в целях координации действий контрольно-надзорных органов;
организации и методическому обеспечению повышения квалификации и переподготовки работников, осуществляющих функции по контролю (надзору) в сфере образования;
информационно-методической поддержке деятельности аттестованных экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю;
созданию и развитию информационной системы для удаленного контроля соблюдения образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в части информационной открытости их деятельности;
разработке и реализации механизма автоматизированного взаимодействия ИС АКНДОО с ФГИС ЕРП;
развитию взаимодействия с иными органами государственного контроля (надзора), учредителями образовательных организаций с целью координации совместных действий по достижению эффективности контрольно-надзорной деятельности;
разработке механизмов привлечения потребителей образовательных услуг и общественности к процедурам надзора и контроля в образовательной сфере;
реализации Программы проведения профилактики мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2017 год.
В целях снижения административной нагрузки на организации, осуществляющие образовательную деятельность, в 2017 году контрольно-надзорными мероприятиями (как плановыми, так и внеплановыми) будет охвачено около 350 образовательных организаций.
Планом проведения Рособрнадзором плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год предусмотрено осуществление:
федерального государственного надзора в сфере образования - в отношении 72 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и филиалов образовательных организаций;
федерального государственного контроля качества образования - в отношении 52 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и филиалов образовательных организаций.
государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию - в отношении 13 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и филиалов образовательных организаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей