1.5. Абзацем 5 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве установлена презумпция несостоятельности (банкротства) должника вследствие действий и (или) бездействия контролирующих его лиц, которые привели к привлечению общества к налоговой ответственности, возникновению и неуплате налоговой задолженности, составляющей в процедуре банкротства не менее пятидесяти процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди

1.5. Абзацем 5 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве установлена презумпция несостоятельности (банкротства) должника вследствие действий и (или) бездействия контролирующих его лиц, которые привели к привлечению общества к налоговой ответственности, возникновению и неуплате налоговой задолженности, составляющей в процедуре банкротства не менее пятидесяти процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди.

Федеральная налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении лиц, контролирующих должника солидарно к субсидиарной ответственности на основании абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 16.12.2016 по делу N А06-9070/2015 в удовлетворении заявления уполномоченного органа отказано со ссылкой на неприменимость положений абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к рассматриваемому обособленному спору, поскольку конкурсное производство в отношении должника введено ранее вступления нормы в силу.

Отменяя указанное определение суда первой инстанции Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 21.03.2017 указал, что положения абзаца 34 статьи 2 и пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1 сентября 2016 года, в связи с чем Определение Арбитражного суда Астраханской области от 16.12.2016 подлежит отмене.

Кроме того, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве установлена презумпция несостоятельности (банкротства) должника вследствие действий и (или) бездействия контролирующих его лиц.

В рассматриваемом деле основанием для привлечения к субсидиарной ответственности является установление неправомерного использования должником специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения, следовательно, лица, контролирующие должника в ходе осуществления руководства его финансово-хозяйственной деятельностью допустили действия, которые привели к возникновению и не уплате налоговой задолженности, а также к привлечению общества к налоговой ответственности; банкротство должника наступило в результате указанных действий руководителей.

Из 18 598 тыс. рублей требований основного долга, включенных в реестр требований кредиторов должника, 11 769 тыс. рублей - составляют требования по налоговой проверке, что превышает на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

Оставляя постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 без изменения, и отклоняя доводы привлекаемого к ответственности лица о пропуске уполномоченным органом срока исковой давности, Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 22.06.2017 подчеркнул, что годичный срок исковой давности, введенный в статью 10 Закона о банкротстве Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", может исчисляться не ранее даты признания должника несостоятельным (банкротом), так как право на подачу заявления о привлечении бывших руководителей к субсидиарной ответственности появляется у кредиторов и уполномоченного органа в силу пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве только в ходе конкурсного производства.

Рассматривая схожий обособленный спор и установив, что лицо, являющееся в спорный период директором должника, не проявило должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, осуществляло закупку товаров и услуг по завышенной стоимости без установления юридического статуса сторон по сделкам, принимало подписанные неустановленными лицами акты и счета-фактуры, что послужило основанием для начисления налогов, пеней и штрафа по решению о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения, Пятый арбитражный апелляционный суд отменил определение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.02.2017 по делу N А59-2088/2015 и привлек бывшего руководителя и учредителя должника к субсидиарной ответственности применительно к положениям абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве.

В Центральном федеральном округе Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 N 10АП-5923/2017 оставлено без изменения определение Арбитражного суда Московского округа от 10.11.2016 по делу N А41-69115/14 о привлечении бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности в соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве со ссылкой на наличие доказательств участия лица, контролирующего должника, в создании фиктивного документооборота и получении необоснованной налоговой выгоды (вступившим в законную силу решением о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены факты отсутствия реальности хозяйственных отношений должника).