См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Меры по развитию малого и среднего предпринимательства

В 2016 г. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Стратегическим ориентиром Стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40%).

Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ и мер поддержки и обеспечивает координацию действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализовываться в формате системных проектов с использованием методов проектного управления.

В целом в период 2018 - 2020 гг. предусмотрено решение следующих задач:

формирование единой информационно-сервисной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, объединяющей действующие информационные ресурсы и сервисы для предпринимателей, а также обеспечивающей гибкий формат взаимодействия предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления, финансово-кредитных учреждений, институтов развития;

масштабирования программ кредитно-гарантийной поддержки малых и средних предприятий;

развитие лизинга оборудования для субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение регулярного доступа малых и средних предприятий к имущественной поддержке;

определение в законодательстве системы единых требований к деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

развитие системы "одного окна" предоставления услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

совершенствование специальных режимов налогообложения;

смягчение финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды;

упрощение отчетности для малых и средних предприятий;

запуск общероссийской образовательной интернет-платформы агрегатора образовательных программ для предпринимателей;

повышение уровня прозрачности при предоставлении государственной поддержки, в том числе на основе создания единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;

принятие дополнительных мер, направленных на стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий;

внедрение в субъектах Российской Федерации целевой модели по направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства".

Региональная конкурентная политика в Российской Федерации реализуется в рамках Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт).

Основными целями Стандарта являются установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики, содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал, создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров. В Стандарте предусмотрена реализация мероприятий на социально значимых рынках (на рынке услуг дошкольного образования, детского отдыха и оздоровления, дополнительного образования детей, психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, медицинских услуг, услуг в сфере культуры, жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, перевозки пассажиров наземным транспортом, услуг связи, социального обслуживания населения), а также системных мероприятий по развитию конкурентной среды в субъекте Российской Федерации (развитие конкуренции при осуществлении процедур государственных и муниципальных закупок, совершенствование процессов управления объектами государственной собственности субъекта Российской Федерации, создание условий для развития конкуренции на рынке строительства, обеспечение и сохранение целевого использования государственных (муниципальных) объектов недвижимого имущества в социальной сфере, содействие развитию практики применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе практики заключения концессионных соглашений, в социальной сфере, содействие развитию негосударственных (немуниципальных) социально ориентированных некоммерческих организаций). Реализация Стандарта будет способствовать развитию конкуренции и созданию комфортных условий ведения предпринимательской деятельности в субъектах Российской Федерации.

В части совершенствования предоставления услуг в социальной сфере в 2016 г. приняты два стратегически важных документа:

комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 гг.;

план мероприятий ("дорожная карта") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере".

Реализация указанных документов направлена на увеличение количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов.

Общими мероприятиями являются:

развитие негосударственного сектора экономики;

развитие конкуренции в отраслях социальной сферы;

сокращение дефицита в части предоставления обязательных услуг населению в социальной сфере;

развитие системы поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций и организаций социального предпринимательства;

развитие механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Повышение эффективности управления государственным имуществом и оптимизация его состава приобретают важное значение в обновлении и модернизации экономики России. Одним из важнейших инструментов проведения структурных преобразований, направленных на достижение целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, является приватизация.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 227-р утверждены прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 гг. (далее - Программа приватизации).

Всего в Программу приватизации с учетом изменений и дополнений включены находящиеся в федеральной собственности акции (доли) 526 хозяйственных обществ, 303 федерального государственного унитарного предприятия, а также 1286 объектов иного имущества государственной казны Российской Федерации.

В соответствии с Программой приватизации по состоянию на 15 июля 2017 г. приватизированы пакеты акций 155 обществ (153 - посредством продажи акций на общую сумму 9,776 млрд. рублей, 2 - посредством выпуска новых акций и внесения долей в уставные капиталы головных компаний вертикально интегрированных структур), 317 объектов государственной казны Российской Федерации посредством продажи на сумму 1,381 млрд. рублей, приняты решения о преобразовании в акционерные общества в отношении 52 унитарных предприятий (в том числе 9 - в рамках формирования вертикально интегрированных структур). Программой приватизации также предусмотрены планы по приватизации в 2017 - 2019 годах пакетов акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики ("Новороссийский морской торговый порт", "Объединенная зерновая компания", "Акционерная компания "АЛРОСА", "Современный коммерческий флот", "Банк ВТБ (ПАО)" и др.).

Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться Правительством Российской Федерации с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов в случаях, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации.

Так, для организации и осуществления от имени Российской Федерации отчуждения находящихся в федеральной собственности 25% минус 1 акция ПАО "Совкомфлот" и 10,9% минус 1 акция общего количества обыкновенных акций Банка ВТБ (ПАО) Правительством Российской Федерации принято решение о привлечении инвестиционных консультантов - АО "ВТБ Капитал" и ООО "Ренессанс Брокер" соответственно.

Планируется, что по результатам проводимой работы, будут выработаны наиболее оптимальные сроки отчуждения акций обществ, учитывающие конъюнктуру рынка, а также состояние компании. Таким образом, решение о времени запуска сделки будет зависеть от целого ряда факторов.

Также в настоящее время Минэкономразвития России осуществляется необходимая работа по отбору инвестиционного консультанта для организации и осуществления отчуждения 50% плюс 1 акция АО "Объединенная зерновая компания".

В рамках совершенствования дивидендной политики компании с государственным участием Минэкономразвития России предлагается применение дифференцированного подхода по порядку определения размера дивидендов.

Во-первых, в регулируемых государством инфраструктурных компаниях при установлении тарифов предлагается предусмотреть в них размер дивидендов по акциям соответствующей компании за счет сбалансированного сокращения инвестиционных программ и избыточных издержек, что позволит увеличить размер выплачиваемых дивидендов без увеличения самого тарифа.

Во-вторых, компаниям с государственным участием, осуществляющим банковскую деятельность, при определении размера дивидендов представляется целесообразным учитывать норматив достаточности капитала. При этом всю прибыль, полученную сверх данного норматива, предлагается направлять на выплату дивидендов. Вопрос о применении такого подхода в настоящее время прорабатывается с Банком России.

В-третьих, в компаниях с государственным участием, имеющих крупные инвестиционные проекты, необходимо проводить независимую оценку (аудит) инвестиционных программ, в результате которой возможно рациональное снижение инвестиционной нагрузки за счет повышения уровня выплачиваемых дивидендов, в том числе в бюджет Российской Федерации.

В целях создания уникальных в российской практике платформ для развития и коммерциализации научно-технических и инновационных производств - инновационных научно-технологических центров принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В ближайшее время планируется реализация пилотного проекта по созданию такого центра совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова.

Продолжится работа по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, либерализующего и расширяющего возможности привлечения внебюджетных источников финансирования для развития объектов федеральной собственности в рамках инвестиционно-договорных отношений (принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в части совершенствования процедур заключения инвестиционных договоров); внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации").

Продолжится работа по исполнению пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", по реализации программ отчуждения непрофильных активов в акционерных обществах с государственным участием, в которых государство владеет более 50% от уставного капитала.

В прогнозный период в сфере государственного регулирования естественных монополий будет продолжена работа по системной оптимизации деятельности инфраструктурных компаний по следующим направлениям.