См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Рост (снижение) производства основных видов транспортных средств и оборудования

Рост (снижение) производства основных видов транспортных

средств и оборудования

(%)

2016 г. отчет

2017 г. оценка

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г. к 2016 г., %

прогноз

Вагоны грузовые магистральные

22,2

35,7

1,3

0,5

0,1

38,3

В части подвижного состава отмечается значительный рост производства. Производство вагонов грузовых магистральных, по оценке Минэкономразвития России, в 2017 г. увеличится более чем на 40%. Указанная динамика обусловлена в основном действием программы государственной поддержки транспортного машиностроения на 2017 год, а также действующими программами обновления парка крупнейших грузоперевозчиков. В 2017 г. в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" планируется обновление 437 локомотивов 17,4 тыс. грузовых вагонов, 118 пассажирских вагонов, 150 единиц моторвагонного подвижного состава.

Основным фактором развития производства в 2017 - 2020 гг. в авиастроительном комплексе будет осуществление поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе МС-21, SSJ-100, Ми-38, Ансат и Ка-62.

Основные направления развития производства в авиастроительном комплексе в среднесрочной перспективе определены Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года и государственной программой Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", которыми предусматривается:

расширение объемов серийного производства сертифицированных образцов новой гражданской авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты;

развитие газотурбинного двигателестроения, в том числе создание газотурбинных двигателей и промышленных установок нового поколения, в частности для топливно-энергетического комплекса;

создание эффективной системы обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и снабжение эксплуатирующих организаций запчастями и комплектующими деталями;

обеспечение соответствия отечественной авиационной техники мировым стандартам.

С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки:

стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов, субсидирование части затрат на закупку запчастей и организацию авиационных сервисных центров, субсидирование экспортных поставок, реализация механизма гарантии остаточной стоимости воздушных судов);

поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (реализация ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техническое перевооружение предприятий отрасли, субсидирование части затрат на организацию производства самолетов региональной авиации и сертификацию таких самолетов).

В 2018 - 2020 гг. объем производства воздушных судов составит 142 гражданских самолета и 224 гражданских вертолета.

Дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

реализация программ инновационного развития ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация", АО "ОДК" и АО "Вертолеты России" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), что позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.

Развитие судостроительного комплекса в прогнозный период будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения и производства техники для освоения шельфовых месторождений в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ПАО "Совкомфлот", ПАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и оффшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания, судов класса "река-море", дноуглубительных судов, крупных круизных лайнеров и рыбопромысловых судов.

Данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы", а также развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").

В ближайшие годы планируется увеличить строительство гражданских судов: в 2018 г. прогнозируется строительство до 30 судов, в 2019 г. - до 35, в 2020 г. - до 38 судов. Всего в 2018 - 2020 гг. предполагается строительство до 103 судов.

На развитие производства космической техники в прогнозный период будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (ФЦП "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годы, в обеспечение космической деятельности Российской Федерации", ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы", Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы и другие проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы"). В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:

наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создания новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;

развития российского сегмента международной космической станции;

создания перспективной пилотируемой транспортной системы;

создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;

замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";

формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;

дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;

реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях;

развития системы космодромов, используемых Российской Федерацией.

Расширение масштабов космической деятельности приведет к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения.

При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем указанная динамика производства может сократиться на 3 - 4% от указанных параметров.