См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Производство нефтепродуктов

Индекс производства кокса и нефтепродуктов в 2016 г. снизился на 1,7%, а темп роста объемов первичной переработки нефти - снизился на 0,8%, в результате объем в 2016 г. составил 285,2 млн. тонн. Доля переработки нефти в объеме ее добычи снизилась до 52,3% (в 2015 г. - 53,9%). Использование среднегодовой производственной мощности по переработке нефти в 2016 г. снизилось и составило 86,2% против 87,1% в 2015 г., а рентабельность проданных товаров, продукции и услуг снизилась до 4,0% (по состоянию на 1 января 2017 г.) против 6,4% (по состоянию на 1 января 2016 г.).

В 2016 г. экспортировано 156,4 млн. тонн нефтепродуктов (снижение 8,5%), из которых на страны дальнего зарубежья и СНГ приходится 94,8% и 5,2% соответственно. При этом доля экспорта нефтепродуктов в общем объеме экспорта товаров снизилась с 19,6% в 2015 г. до 16,1% в 2016 г. В структуре экспорта нефтепродуктов продолжает преобладать жидкое топливо, но его доля в общем объеме экспорта нефтепродуктов уменьшилась с 51,9% в 2015 г. до 47,1% в 2016 г. Средние экспортные цены на нефтепродукты снизились на 25,0% к уровню 2015 г.

Доля импорта нефтепродуктов крайне незначительна и составила в 2016 г. 0,6% от внутреннего потребления нефтепродуктов (0,7 млн. тонн).

Глубина переработки нефтяного сырья в Российской Федерации продолжает отставать от мирового уровня (85 - 95%) и в 2016 г. составила 79,1% против 74,4% в 2015 г. Сложившаяся тенденция наращивания глубины переработки с одновременным снижением производства и экспорта топочного мазута является результатом действия налоговых мер, принятых Правительством Российской Федерации и направленных на стимулирование увеличения выпуска "светлых" нефтепродуктов.

В связи с завершающим этапом модернизации нефтеперерабатывающих заводов инвестиции в основной капитал в производство нефтепродуктов в 2016 г. существенно замедлили свой рост и составили 351,2 млрд. рублей (индекс физического объема снизился на 29,9%).

К проблемам в нефтеперерабатывающей промышленности помимо сравнительно низкой глубины переработки нефти можно также отнести зависимость отрасли от импортного оборудования и катализаторов, высокую энергоемкость производства, низкие темпы внедрения новых технологий и неэффективность территориальной структуры расположения НПЗ.

По итогам работы нефтеперерабатывающей отрасли в январе - июле 2017 г. объем нефти, поставленной на переработку, в текущем г. оценивается на 0,4% ниже уровня 2016 г. (284 млн. т), экспорт нефтепродуктов составит 154,0 млн. тонн (-1,5%), что связано в основном с наметившейся тенденцией сокращения поставок дизельного топлива на внешние рынки, увеличением глубины переработки и снижением внутреннего спроса на некоторые нефтепродукты, в том числе на топочный мазут, со стороны ЖКХ. При этом в производстве нефтепродуктов индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по итогам 2017 г. снизится на 0,3%.

При разработке прогноза учитывались технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" и решения Правительства Российской Федерации в области оборота нефтепродуктов (оборот автомобильных бензинов и дизельного топлива класса "Евро-3" - до 31 декабря 2014 г., класса "Евро-4" - до 30 июня 2016 г. и по классу "Евро-5" срок не ограничен).

С учетом предусмотренных в соглашениях с нефтяными компаниями сроков модернизации нефтеперерабатывающих заводов, направленной на увеличение глубины переработки нефти, прогнозируется умеренное снижение объемов нефтепереработки до 275 млн. тонн в 2020 г., а глубина переработки возрастет до 84,6%. Умеренный рост внутреннего спроса на нефтепродукты и снижение экономической эффективности экспорта "темных" нефтепродуктов приведут к постепенному снижению экспорта нефтепродуктов до 151,0 млн. тонн к 2020 г. (на 3,4% к 2016 г.). В структуре экспорта произойдет замещение "темных" нефтепродуктов "светлыми" нефтепродуктами.

Продолжится закрытие ряда небольших неэффективных нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки, производство нефтепродуктов на которых не отвечает установленным требованиям в техническом регламенте к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.

После незначительного снижения в 2017 г. внутренний спрос на автомобильный бензин и на дизельное топливо с учетом постепенного восстановления экономики страны, грузо- и пассажироперевозок всеми видами транспорта в прогнозный период будет иметь в базовом варианте тенденцию умеренного увеличения и в 2020 г. к 2016 г. темп прироста внутреннего потребления этих видов моторного топлива составит 5,5% и 6,9% соответственно.

С учетом завершающейся модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и мировой конъюнктуры на нефтяном рынке и стремления нефтяных компаний оптимизировать инвестиционные расходы в условиях экономического спада ожидается снижение инвестиционной активности в секторе нефтепереработки в прогнозный период. Инвестиции в основной капитал за период с 2018 по 2020 гг. в базовом варианте ожидаются в объеме не более 1,2 трлн. рублей.