См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

3.8. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

3.8. Охрана окружающей среды и использование

природных ресурсов

Основные параметры прогноза в области охраны окружающей среды сформированы с учетом предложения Минприроды России о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы.

Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. определены следующие приоритеты экологической политики:

снижение негативного воздействия на окружающую среду;

создание современной системы экологического нормирования, стимулирующей снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов;

сокращение количества отходов производства и потребления, направляемых на размещение, их вовлечение в хозяйственный оборот. Поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;

поэтапная ликвидация накопленного экологического вреда окружающей среде;

создание отраслевых справочников наилучших доступных технологий;

сохранение ландшафтного и биологического разнообразия;

обеспечение учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий, увеличение площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями.

За счет реализации мероприятий госпрограммы предполагается достичь следующих результатов:

стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;

создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов;

снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 г. до 0,31 тонн к 2019 г.;

сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха до 46 единиц к 2019 г.;

снижение объема образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 г. до 75,2 тонны к 2019 г.;

улучшение экологических условий жизни для более чем 700 тыс. человек, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;

отмена мер государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды в отношении объектов хозяйственной деятельности, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду;

развитие рынка экологических товаров и услуг;

создание условий для формирования индустрии утилизации и вторичного использования отходов производства и потребления;

рост доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения до 2,97%;

рекультивация и экологическая реабилитация 172,5 тыс. га земель, подверженных негативному влиянию накопленного экологического вреда окружающей среды;

ликвидация отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического вреда окружающей среде до 304,8 млн. тонн;

охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.

В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года основными задачами геологической отрасли являются:

воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;

изучение территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов;

охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики;

оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям.

Роснедра предлагает в качестве основных показателей по воспроизводству минерально-сырьевой базы использовать приросты ресурсов и запасов по их важнейшим видам, оказывающим влияние на развитие экономики в стране, а именно показатели по: углеводородному сырью, твердому топливу (углю), урану, железу, меди и золоту.