Выработка и реализация государственной единой технической политики в сфере защиты объектов и имущества

Выработка и реализация государственной единой технической

политики в сфере защиты объектов и имущества

Понимая, что обеспечение охранной деятельности должно носить комплексный характер и подразумевая необходимость расширения объемов охранной деятельности, в базис охранной политики службы необходимо заложить принцип комплексности оказываемых услуг.

Реализация данного принципа в подразделениях вневедомственной охраны во многом зависит от формирования и реализации единой технической политики в области создания, промышленного освоения, контроля за качеством, внедрения и эксплуатационного обслуживания продукции (работ, услуг), поставляемой для войск национальной гвардии в целях охраны имущества и объектов по договорам, с использованием инновационных технологий, а также участия в выработке и контроле за исполнением требований к противокриминальной и антитеррористической защищенности объектов и имущества.

Основной целью реализации Росгвардией единой технической политики является повышение противокриминальной и антитеррористической защищенности охраняемых объектов и имущества.

В современных условиях роль технических средств охраны в указанной сфере деятельности чрезвычайно высока, что подтверждается и мировой практикой оказания охранных услуг. Тенденция эта не случайна. Многочисленные исследования в области имущественной безопасности показали, что широкое использование технических средств в совокупности с физической охраной и реагированием позволяет если не исключить полностью, то свести к минимуму так называемый "человеческий фактор" в этой цепочке. Именно поэтому все ведущие страны, включая Россию, уделяют большое внимание созданию и внедрению в охранную деятельность технических средств на основе последних научных достижений, информационных и коммуникационных технологий.

При этом следует отметить, что правильность данного направления подтверждена многолетней практикой работы вневедомственной охраны.

За последние десятилетия эта сфера сделала значительные шаги в своем развитии и на данный момент это одна из самых перспективных и быстро развивающихся сфер - ни одна современная система безопасности немыслима без технических средств охраны. Многие технические средства, используемые сегодня в деятельности подразделений вневедомственной охраны, являются либо принципиально новыми, либо модернизированными приборами нового поколения, созданными с применением инновационных технологий.

Первоочередную роль в своевременном перевооружении подразделений вневедомственной охраны современными техническими средствами охраны играет Научно-исследовательский центр "Охрана", накопленный опыт которого позволяет совершенствовать действующие системы безопасности объектов и в то же время проводить разработки систем нового поколения, использующих современные достижения науки и техники, а также осуществлять квалифицированный отбор наиболее перспективных образцов технических средств охраны, представленных на рынке, формировать нормативные требования к данному виду продукции и обеспечивать подразделения вневедомственной охраны методическими документами, необходимыми для эффективного освоения и внедрения новой техники.

Разработанные и произведенные на отечественных предприятиях технические средства для организации охраны объектов различных форм собственности обладают высокой надежностью, соответствуют современным требованиям и по многим критериям превосходят зарубежные аналоги. Именно в последние годы достигнут значительный качественный прогресс в области создания ТСО. В разработках используются новые технологии, прогрессивные принципы кодирования, преобразования обработки и передачи информации, современная элементная база.

Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 182 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" технические средства охраны исключены из продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Ввиду чего российский рынок средств безопасности стал открыт для доступа указанной продукции, в том числе и недоброкачественной, неспособной обеспечить необходимый уровень защиты объектов и имущества в условиях отмены обязательной сертификации приборов и аппаратуры для систем охранной сигнализации.

Кроме того, наблюдается значительный рост контрафактной продукции. Выявлялись случаи подделки технических средств охраны под изделия, рекомендованные для применения во вневедомственной охране.

Это, в свою очередь, сказалось на невозможности гарантированного обеспечения необходимого уровня противокриминальной безопасности антитеррористической защищенности объектов с помощью технических средств, не прошедших необходимые технические экспертизы и проверки.

В этой связи Росгвардией реализуется ряд мероприятий, позволяющих минимизировать последствия отмены обязательной сертификации и повысить надежность охраны имущества и объектов.

Сформированы "Единые требования к системам передачи извещений и объектовым техническим средствам охраны, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации" и Список технических средств охраны и безопасности, удовлетворяющих данным требованиям.

На основании указанных документов осуществляется квалифицированный отбор технических средств охраны и сведение к минимуму целого ряда рисков (применение низкокачественной продукции, неспособной обеспечить необходимый уровень защищенности имущества и объектов; существенные затраты средств федерального бюджета на возмещение ущерба от потенциальных краж вследствие использования непроверенной техники; снижение уровня защищенности объектов различных категорий).

Кроме того, в рамках деятельности Технического комитета по стандартизации 234 "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты" <17>, созданного совместным приказом Госстандарта и МВД СССР от 21 ноября 1990 г. N 814/429 и функционирующего на базе ФКУ НИЦ "Охрана" Росгвардии, осуществляется совершенствование организации работ по стандартизации в области технических средств охраны, повышения ее эффективности, обеспечения единства технической политики и наиболее полного взаимодействия работ по стандартизации на национальном и международном уровнях.

--------------------------------

<17> Далее - "ТК 234".

В состав ТК 234 входят более 50 ведущих отечественных научно-производственных организаций и фирм, специализирующихся в создании и серийном выпуске технических средств безопасности.

В настоящее время взамен устаревшего нормативного акта подготовлен и проводится работа по утверждению проекта совместного приказа Росстандарта и Росгвардии "Об организации деятельности технического комитета по стандартизации "Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты".

За время функционирования ТК 234 разработано 57 национальных и межгосударственных стандартов в области систем обеспечения безопасности, которые могут стать неотъемлемой частью требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области антитеррористической защищенности.

С учетом обострения террористической ситуации в ряде стран Европы, в целях снижения уровня возможных потенциальных террористических угроз в отношении объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а также для осуществления возможности реализации полного комплекса мероприятий в отношении указанных объектов, позволяющего обеспечить надлежащую их антитеррористическую защищенность, целесообразна разработка требований, аналогичных утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969 требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, которыми также закреплен ряд ключевых стандартов, ставших обязательными: ГОСТ Р 52435-2015 "Технические средства охранной сигнализации"; ГОСТ Р 51558-2014 "Средства и системы охранные телевизионные"; ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом" и др.

Таким образом, для обеспечения возможности полноценной реализации единой технической политики, направленной на совершенствование состояния безопасности охраняемых объектов, повышение качества предоставляемых услуг в области охранной деятельности, полагаем необходимым разработать:

- - требования к функциональным свойствам технических средств безопасности на объектах, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и правила их обязательной сертификации;

- - нормы и правила проектирования систем безопасности на объектах, охраняемых (принимаемых под охрану) подразделениями вневедомственной охраны;

- - правила производства монтажа и технического обслуживания технических средств безопасности на объектах, охраняемых (принимаемых под охрану) подразделениями вневедомственной охраны, а также порядка контроля за их проведением;

- - единые технические требования к системам централизованного наблюдения и объектовым подсистемам охраны, применяемым для охраны объектов и имущества по договорам, а также правила формирования списка технических средств безопасности, удовлетворяющих этим требованиям.

При этом с учетом полномочий Росгвардии определить уровень их нормативного закрепления.

Одновременно необходимо отметить, что несмотря на принимаемые меры в области антитеррористической защищенности объектов остаются не решенными вопросы, связанные с подготовкой проектной документации на оборудование их инженерно-техническими средствами охраны, монтажа и последующего технического обслуживания технических средств, установленных на них.

Так, на сегодняшний день проектно-монтажная деятельность, в части разработки проектной документации, монтажа и обслуживания технических средств охраны на функционирующих объектах, не требует специального разрешения и осуществляется фактически бесконтрольно.

В связи с чем не всегда понятно, что за организация осуществляет эту деятельность, насколько квалифицированные специалисты в ней работают и в каких целях используется полученная в ходе осуществления этой деятельности информация, содержащая сведения о состоянии защищенности того или иного объекта, в том числе о мерах, принимаемых для усиления их антитеррористической защищенности.

В таких условиях достаточно сложно оказывать противодействие даже "традиционным", в общем понимании, преступным посягательствам, не говоря уже о профессионально подготовленных диверсионно-террористических акциях, угроза проведения которых сохраняется.

Таким образом, возникает объективная необходимость контроля за данной деятельностью, реализация которого возможна по нескольким вариантам с внесением соответствующих изменений в ряд законодательных и иных нормативных правовых актов.

Первый вариант: наделение подразделений вневедомственной охраны полномочиями по монтажу и обслуживанию технических средств охраны в отношении объектов, включенных в Перечень, что позволит при общем комплексном подходе, как отмечалось выше, в целях надежной антитеррористической защищенности обеспечить сосредоточение информации и государственной ответственности за безопасность объектов указанной категории.

Второй вариант: обязательное лицензирование (аккредитация) деятельности организаций по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны в отношении объектов, охраняемых войсками национальной гвардии, с возложением соответствующих полномочий на Росгвардию.

Реализация данного варианта, расширив полномочия Росгвардии в части обеспечения контроля за проектно-монтажной деятельностью на всех категориях охраняемых объектов, позволит также собственникам (правообладателям) объектов, охраняемых иными субъектами охранной деятельности, определить необходимость выбора и использования услуг такой (лицензированной, акредитованной) организации.

В качестве органа по сертификации технических средств охраны и инженерно-технических средств защиты, а также лицензирования (аккредитации) деятельности организаций по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (за исключением соответствующих полномочий, реализуемых ИУ Росгвардии и ЦИТО войск национальной гвардии в отношении технических средств охраны и инженерно-технических средств защиты, предназначенных для войсковых объектов) предлагается определить ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии.

В перспективе и при условии оснащения соответствующей испытательной лаборатории современным оборудованием ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии может стать ведущей организацией в области оказания государственных услуг по подтверждению соответствия (сертификации) средств инженерно-технической укрепленности и технических средств охраны (за исключением соответствующих полномочий, реализуемых ИУ Росгвардии и ЦИТО войск национальной гвардии в отношении технических средств охраны и инженерно-технических средств защиты, предназначенных для войсковых объектов).

Еще одним ключевым аспектом участия в реализации единой технической политики подразделений вневедомственной охраны является осуществление охраны объектов с применением технических средств охраны.

При этом для наиболее рациональной (более дешевой для потребителя) организации централизованной охраны все большее распространение находят радиоканальные системы передачи извещений, а также оборудование, работающее с использованием сотовой телефонии, спутниковых систем, цифровых каналов передачи информации. Их преимущество состоит в том, что они позволяют осуществлять охрану независимо от наличия и состояния проводной связи, что особенно важно для сельских районов и пригородов.

При этом следует подчеркнуть, что внедрение современных систем передачи извещений, использующих в работе цифровые и беспроводные каналы связи, позволяет организовать охрану объектов, квартир и других МХИГ в любых населенных пунктах, вне зависимости от наличия или отсутствия ПЦО.

В ближайшей перспективе службой будет продолжена оптимизация сети функционирующих на территории Российской Федерации ПЦО ввиду использования современных каналов связи.

В перспективе возможно укрупнение действующих ПЦО в ряде регионов, за счет объединения (присоединения) ПЦО, с помощью которых охраняется не более 100 объектов, квартир и МХИГ. Оптимизация ПЦО позволит сократить затраты на их содержание, а также использовать штатную численность для иных целей (введение должностей электромонтеров, перераспределение аттестованных должностей).

Отметим, что от обеспеченности наших подразделений современными техническими средствами охраны, применяемыми для защиты объектов и имущества, впрямую зависит не только эффективность их деятельности, но и будущее службы в целом.

Приобретение систем централизованного наблюдения <18> и мониторинга подвижных объектов <19> для нужд подразделений вневедомственной охраны осуществляется на основании заявок из подразделений вневедомственной охраны и с учетом установленных сроков эксплуатации аппаратуры.

--------------------------------

<18> Далее - "СЦН".

<19> Далее - "СМПО".

В соответствии с приказом МВД России N 689-2012 г. СПИ после выработки установленных сроков эксплуатации, а также морально устаревшие подлежат списанию или высвобождению и реализации. Срок службы аппаратуры централизованного наблюдения и мониторинга определяется предприятиями-изготовителями (на основании расчетных сроков безаварийной эксплуатации всех компонентов, элементной базы электронных устройств, иных комплектующих и материалов) и составляет, как правило, 8 лет.

В этих целях ежегодно разрабатывается и утверждается программа технического перевооружения, которая предусматривает поэтапное проведение мероприятий, необходимых для обеспечения надежной охраны объектов и имущества.

Следует отметить, что реализация мероприятий программы зависит от объема выделенного финансирования на указанные цели.

Результаты проведенного анализа потребностей подразделений вневедомственной охраны в новой технике и обеспеченности финансовыми средствами мероприятий программ прошлых лет свидетельствуют о наличии серьезных проблем. Объем ежегодно выделяемых средств на техническое перевооружение службы сокращался практически в геометрической прогрессии.

Так, если в 2013 г. объем выделенных денежных средств составил 39,6% от требуемого, то в 2016 году составил всего 7,6%. Выделенных в указанный период времени лимитов бюджетных обязательств хватило только на частичное удовлетворение потребности подразделений, что привело к росту числа СЦН, выработавших сроки эксплуатации. На сегодняшний день количество таких СЦН составляет порядка 17% от общего парка эксплуатируемых (3739 ед. из 22099 ед.). В текущем году их количество увеличится еще на 1000 ед. и при сохранении низкого объема финансирования в последующем будет только возрастать, до момента, когда мы будем вынуждены прекратить деятельность ПЦО.

Рисунок (не приводится)

Как видно из диаграммы при прогрессирующем снижении объемов финансирования на указанные цели, потребность в замене аппаратуры централизованного наблюдения вырастет до уровня, который в ближайшей перспективе приведет к значительному ухудшению состояния защищенности охраняемых объектов и имущества, ввиду использования техники с истекшим сроком эксплуатации, работоспособность и надежность которой невозможно гарантировать.

Если не уделять решению этой проблемы пристального внимания и своевременно не принять превентивные меры, то впоследствии служба вневедомственной охраны может остаться без ее технической составляющей, что повлечет за собой отток охраняемых объектов, квартир и иных мест хранения имущества граждан и организаций, который, в свою очередь, станет причиной нецелесообразности содержания групп задержания, предназначенных для обеспечения оперативного реагирования на срабатывания технических средств охраны.

И это при том, что доходы от осуществления охраны объектов и имущества с помощью технических средств составляют более 85% от общего объема доходов, перечисляемых нашей службой в федеральный бюджет.

Кроме того, необходимо акцентировать внимание на таком перспективном направлении деятельности подразделений вневедомственной охраны, как предоставление услуги по охране транспортных средств физических и юридических лиц с помощью СМПО с использованием ГЛОНАСС.

В этих целях в подразделениях вневедомственной охраны развернуто и эксплуатируется 626 диспетчерских центров, навигационной аппаратурой оснащено 8895 автотранспортных средств, из которых 7468 служебного автотранспорта подразделений вневедомственной охраны.

В связи с тем, что в системе МВД России последние 5 лет закупка данных систем не осуществлялась, 50% используемого в подразделениях вневедомственной охраны оборудования выработало сроки эксплуатации. Для обеспечения эффективного и качественного выполнения функций и задач потребность подразделений вневедомственной охраны в денежных средствах на закупку СЦН и СМПО на ближайшие годы выглядит следующим образом:

год/руб

2017

2018

2019

СЦН

1 250 000 000

673 000 000

417 000 000

СМПО

186 000 000

30 000 000

18 600 000

Итого:

1 436 000 000

703 000 000

435 600 000

При этом следует отметить, что предусматривается не механическая замена устаревшего оборудования на аналогичное, а внедрение современных систем, которые имеют более высокие функциональные характеристики, защиту от квалифицированного обхода, сокращенную удельную стоимость, при этом обладающие преемственностью с уже установленной аппаратурой. Указанное оборудование будет функционировать в виде единых комплексов на базе АРМ, позволяющих осуществлять охрану с использованием всех существующих каналов связи, что позволит также:

- расширить сферу деятельности подразделений вневедомственной охраны путем организации охраны дополнительных объектов;

- сократить количество рабочих мест и задействованных компьютеров;

- увеличить перечень функциональных и сервисных возможностей аппаратуры централизованного наблюдения;

- повысить надежность, защищенность и оперативность доставки тревожных сообщений за счет использования, при необходимости, резервных каналов связи, а также сократить затраты на возмещение ущерба;

- сократить расходы на поддержание работоспособности и ремонт СПИ; обеспечить снижение числа выездов по ложным срабатываниям; обеспечить увеличение емкости системы при одновременном уменьшении занимаемого ею места, сократив тем самым расходы на содержание аппаратуры.

Необходимо также проработать вопрос о возможности сопряжения сегмента, занимаемого подразделениями службы в области обеспечения охраны объектов и имущества с применением ТСО, с мероприятиями, предусмотренными Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р, и соответствующими региональными и муниципальными программами, предусмотрев возможность интеграции средств видеонаблюдения с базами данных лиц, находящихся в розыске, соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Также одним из основных средств реализации Росгвардией государственной единой технической политики является участие в выработке и контроле за исполнением требований к противокриминальной и антитеррористической защищенности объектов и имущества <20>.

--------------------------------

<20> Далее - "требования к АТЗ".

В настоящее время завершается формирование нормативного правового поля в области антитеррористической защищенности объектов (территорий) различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

На сегодняшний день издано 34 постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих требования к АТЗ (территорий) различной ведомственной принадлежности, мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а также определяющие порядок проведения процедур категорирования и паспортизации.

В рамках реализации указанных требований подразделения вневедомственной охраны реализуют все предоставленные Росгвардии полномочия по участию в мероприятиях по категорированию и паспортизации объектов практически всех категорий и ведомственной принадлежности, а в отношении объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и мест массового пребывания людей, не относящихся к сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти, кроме того, осуществляют контроль за состоянием их антитеррористической защищенности.

При этом такой инструмент, как требования к АТЗ возможно использовать в целях реализации мероприятий, которые планируется осуществить в рамках формирования государственной единой технической политики, направленной на повышение надежной охраны объектов и имущества.

Отметим, что Перечнем поручений Президента Российской Федерации Росгвардии поставлена задача и определен курс на повышение антитеррористической защищенности объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Необходимо максимально использовать данное поручение в качестве инструмента для реализации обозначенных мероприятий. Это позволит Росгвардии в рамках выработки и применения государственной единой технической политики в определенной возложенными задачами сфере деятельности обеспечить надежную защиту объектов и имущества не только войсками национальной гвардии, но и всеми субъектами охранной деятельности, в соответствии с требованиями к их антитеррористической защищенности.