См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2017 год.

Результаты мониторинга правоприменения, проведенного в инициативном порядке

Результаты мониторинга правоприменения, проведенного

в инициативном порядке

Согласно положениям Указа N 657 мониторинг правоприменения законодательства Российской Федерации может осуществляться в инициативном порядке.

Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в пределах действия федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) и от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).

В результате мониторинга правоприменительной практики, связанной с порядком прохождения военной службы по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов (подпункт "о" пункта 8 методики) установлено следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

При этом согласно пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта. Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

Таким образом, в целях защиты интересов военнослужащих и устранения неопределенности при принятии воинским должностным лицом решения об увольнении с военной службы военнослужащих досрочно по собственному желанию необходимо в пункте 6 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ уточнить уважительные причины для такого увольнения военнослужащих.

В связи с этим Минобороны России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (приложение N 10).

В ходе проведения мониторинга правоприменения по показателю наличия коррупциогенных факторов (подпункт "в" пункта 9 методики) установлено следующее.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 161-ФЗ размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ.

Указанная правовая норма предусматривает наличие у командира (начальника) воинской части широты дискреционных полномочий по снижению размера денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего, и устанавливает необоснованно широкие пределы усмотрения как для командира (начальника) воинской части, так и для вышестоящего командира (начальника), создающие условия для проявления коррупции.

Для устранения выявленной проблемы планируется поручить Минобороны России разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" (пункт 9 приложения N 12).