Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Иные вопросы по применению валютного законодательства

1. Вправе ли резиденты (юридические и физические лица) без разрешения Банка России предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам на срок не более 180 дней?

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции, связанные с получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней, относятся к текущим валютным операциям. На основании пункта 1 статьи 6 Закона указанные валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

Поскольку финансовые кредиты и займы по своей сущности имеют единую экономическую природу, резиденты (юридические и физические лица) вправе без ограничений предоставлять займы в иностранной валюте резидентам и нерезидентам (юридическим и физическим лицам) на срок не более 180 дней, а также получать займы от резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц) в иностранной валюте на срок не более 180 дней. При этом расчеты должны осуществляться в безналичном порядке.

2. Допускается ли предоставление уполномоченными банками кредитов физическим лицам - резидентам под залог наличной иностранной валюты?

В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота. Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к объектам гражданских прав относятся, в частности, деньги. Согласно пункту 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте.

Пункт 9 раздела 1 Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352, устанавливает, что уполномоченные банки вправе предоставлять кредиты клиентам под залог валютных ценностей, к которым в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" относится иностранная валюта. При отказе должника выполнить требования по возврату полученных кредитов валютные ценности реализуются через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке и за счет рублевой выручки от их реализации покрываются требования кредиторов.

При этом указанное письмо не устанавливает в качестве обязательного условия, что указанные кредиты должны быть предоставлены в иностранной валюте.

Таким образом, залог наличной иностранной валюты возможен при предоставлении уполномоченным банком физическим лицам - резидентам кредитов как в иностранной валюте, так и в рублях.

3. Вправе ли экспортер - резидент без дополнительного разрешения Банка России на основании контракта возместить нерезиденту понесенные им убытки?

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции Банка России N 86-И Экспортер вправе без дополнительного разрешения уплачивать на основании Контракта в пользу нерезидента неустойку (штраф, пеню) при неисполнении условий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров.

Вместе с тем согласно порядку формирования Ведомости банковского контроля (Приложение 4 к Инструкции Банка России N 86-И) в графе 2 раздела 2.3 Ведомости среди кодов вида платежа по Контракту в соответствии с приведенным классификатором указываются иные переводы (перевод средств иностранной стороне в оплату штрафных санкций; возврат денежных средств, ранее полученных от иностранной стороны в счет оплаты штрафных санкций, и т.п.). Таким образом, перечень переводов, осуществляемых в пользу нерезидента в рамках Инструкции N 86-И и отражаемых в Ведомости банковского контроля в графе 2 раздела 2.3, не является исчерпывающим.

Следовательно, если исполнение основного обязательства по внешнеторговой сделке относится с точки зрения валютного законодательства к текущим валютным операциям либо к операциям, связанным с движением капитала, которые не требуют получения разрешения Банка России на их проведение, то вне зависимости от срока, в который резидент в добровольном порядке уплатил неустойку или возместил убытки нерезиденту за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по контракту, разрешения Банка России на совершение указанных валютных операций резиденту не требуется. Если исполнение основного обязательства по внешнеторговой сделке относится к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществление которых возможно на основании разрешения Банка России, и резидент получил такое разрешение, то для уплаты неустойки и возмещения убытков вне зависимости от срока проведения платежей ему не требуется получение еще одного разрешения.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2.2 Инструкции N 86-И Экспортер вправе в указанных выше случаях без дополнительного разрешения уплачивать на основании Контракта в пользу нерезидента неустойку и возмещать убытки при неисполнении условий Контракта о качестве, количестве и сроках поставки товаров вне зависимости от срока ее осуществления и по истечении срока действия Контракта.

Уполномоченный банк, как агент валютного контроля, самостоятельно определяет, являются ли представленные Экспортером документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента неустойки (штрафа, пеней) и возмещения убытков в случаях, перечисленных в пункте 2.2 Инструкции N 86-И. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет резидент (Экспортер). При этом в качестве документов, подтверждающих факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств и причинения убытков, следует по аналогии рассматривать документы, указанные в разъяснениях Департамента валютного регулирования в Информационном письме N 9 от 16.05.2000 N 12-1-3/647 (раздел - "Прочие вопросы по применению валютного законодательства", вопрос N 1).

4. Возможно ли осуществление в иностранной валюте возврата платежей, излишне уплаченных или взысканных в иностранной валюте таможенными органами?

Абзац третий пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 125 Таможенного кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей.

Учитывая изложенное, таможенные органы вправе осуществить возврат денежных средств в иностранной валюте плательщикам (резидентам и нерезидентам), являющихся излишне уплаченными или взысканными таможенными платежами, при условии, что эти платежи производились в иностранной валюте.

5. Требуется ли разрешение Банка России на перевод иностранной валюты с текущего валютного счета юридического лица - резидента на открытый ему валютный вклад (депозит)?

Исходя из положений пункта 7 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" перевод средств в иностранной валюте с текущего валютного счета юридического лица - резидента на валютный вклад (депозит) юридического лица - резидента при условии, что оба счета принадлежат одному и тому же лицу, нельзя отнести к валютным операциям, определяемым в указанном пункте вышеназванного Закона. При осуществлении данной операции отсутствует переход права собственности и иных прав на валютные ценности, не имеют места ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей, а также эту валютную операцию нельзя назвать международным денежным переводом.

Осуществление подобной операции регулируется главами 44 - 45 "Банковский вклад", "Банковский счет" и главой 46 "Расчеты" Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, юридическое лицо - резидент вправе без разрешения Банка России осуществить перевод иностранной валюты со своего текущего валютного счета на открытый ему валютный вклад (депозит).

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 6 фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.09.2002 N 699, утвердившего Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Выдача указанных разрешений осуществляется Минфином РФ в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 21.10.2002 N 100н.

6. Необходимо ли территориальному учреждению Банка России в соответствии с требованиями Временного порядка предоставления Главными управлениями (Национальными банками) Центрального банка Российской Федерации разрешений на проведение отдельных видов валютных операций от 11.10.96 N 341 для продления действия разрешения требовать от юридического лица - резидента внесения изменений в договор (заключения дополнительного соглашения к договору) о сроках оплаты товара при условии, что эти изменения не были внесены в договор и не представлены в пакете документов в территориальное учреждение Банка России?

Временный Порядок предоставления Главными управлениями (Национальными банками) Центрального банка Российской Федерации разрешений на проведение отдельных видов валютных операций от 11.10.95, утвержденный Приказом Банка России от 11.10.96 N 02-378, содержит перечень документов, которые необходимо представить в территориальное учреждение для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения Банка России на отсрочку платежа за экспортированные товары на срок свыше установленного для текущих валютных операций. Одними из таких документов являются, в частности, копии договоров между резидентом и нерезидентом с изменениями и дополнениями. При этом по смыслу указанного нормативного акта непредставление резидентом в территориальное учреждение Банка России изменений и дополнений к экспортному контракту, предусматривающих увеличение срока поступления в Российскую Федерацию экспортной валютной выручки, должно рассматриваться в качестве формального основания для отказа в выдаче территориальным учреждением указанного разрешения.

Однако при решении вопроса о выдаче либо об отказе в выдаче резиденту разрешения на отсрочку платежа за экспортированные товары на срок свыше установленного для текущих валютных операций при отсутствии вышеуказанных изменений и дополнений к контракту и нарушений условий платежа со стороны нерезидента следует учитывать, что для внесения изменений и дополнений в договор необходимо волеизъявление обеих сторон по договору. При отсутствии согласия нерезидента на подписание изменений и дополнений к контракту резидент объективно не может представить указанные изменения и дополнения к контракту в территориальное учреждение Банка России для получения разрешения Банка России на увеличение срока поступления в Российскую Федерацию экспортной валютной выручки.

В подобной ситуации при решении вопроса о выдаче указанного Разрешения необходимо учитывать, имеется ли подтверждение намерений резидента к подписанию указанных изменений и дополнений к контракту, например, копии писем, направленных нерезиденту, с предложением об изменении существенных условий договора либо подтверждение намерений резидента понудить контрагента к выполнению условий договора в судебном порядке и как следствие - к возврату валютной выручки. В качестве подтверждающих вышеуказанные намерения резидента документов можно рассматривать, например, копии предложений резидента о внесении изменений и дополнений в договор, направленные нерезиденту, отказы нерезидента (при их наличии) от подписания указанных изменений и дополнений.

КонсультантПлюс: примечание.

Указание ЦБ РФ от 30.12.1999 N 721-У утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 26.02.2004 N 1388-У.

7. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение резидентами и уполномоченными банками требований Указания Банка России от 30.12.99 N 721-У "О покупке юридическими лицами - резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Указание Банка России N 721-У)?

За нарушение требований Указания Банка России N 721-У к уполномоченным банкам может быть применена ответственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12.02.99, а также иные меры ответственности, предусмотренные статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Что касается применения ответственности к юридическим лицам - резидентам за нарушение требований Указания Банка России N 721-У, то при надлежащем выполнении уполномоченными банками функций агентов валютного контроля юридические лица - клиенты уполномоченных банков не могут совершить покупку иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности нерезидентам в нарушение положений Указания Банка России N 721-У.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 14 Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 изложена в новой редакции Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ. С 1 июля 2002 года административная ответственность за нарушение валютного законодательства устанавливается статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако в случае представления в уполномоченные банки ложных сведений при покупке иностранной валюты резиденты несут ответственность в соответствии со статьей 4 и пунктом 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".