3.4.2. Покупатели на рынках нижнего передела (косвенные покупатели)

Установление необоснованно высоких цен может приводить к убыткам, как для непосредственных покупателей рассматриваемого товара (услуги), так и для покупателей на рынках нижнего передела (косвенных покупателей) за счет эффекта переноса издержек непосредственными покупателями. Расчет убытков для хозяйствующих субъектов на рынках нижнего передела базируется на той же логике, которая лежит в основе расчета убытков для непосредственных покупателей (см. подраздел 3.2 выше).

Рассмотрим первый пример из Раздела 3.3. В связи с картельным сговором о ценах на рынке сырья АО "Компания 1" было вынуждено поднять свою отпускную цену на продукт А с ЦК = 59 тыс. руб./тонну до ЦЗ = 60 тыс. руб./тонну. Предположим, что АО "Компания 2" закупало продукт А у АО "Компания 1" с целью его перепродажи розничным покупателем. Первоначально АО "Компания 2" продавало продукт по розничной цене РЦК = 62 тыс. руб./тонну, и объем продаж составлял 1 млн. тонн. Рост оптовой цены до 60 тыс. руб./тонну привел к росту розничной цены до РЦЗ = 62,2 тыс. руб./тонну (эффект переноса составил лишь 20% в связи с высоким уровнем конкуренции на розничном рынке). Объемы розничных продаж АО "Компания 2" при этом упали до 800 тыс. тонн.

По аналогии с предыдущими примерами, убытки АО "Компания 2" составили в данном случае 1 240 млн. руб.: 800 млн. руб. - убытки, вызванные завышенными ценами на сырье АО "Компания 2", из которых 160 млн. было компенсировано за счет эффекта переноса, и 600 млн. руб. - убытки, вызванные упущенными объемами. Таким образом, АО "Компания 2", закупающая продукт А у АО "Компания 1", может предъявить иск к поставщикам "АО Компания 1" в размере 1 240 млн. руб., поскольку ценовой сговор последних привел (опосредованно) к повышению цен для АО "Компания 2".