Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 1993 г. N 413


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 1993 г. N ВА-2/636

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОЛИТИКЕ ЦЕН

31 августа 1993 г. N 01-17/1107-15

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, в пункт 1 после слов "(пункт 10)" включены слова "Постановлением Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", слова "согласно которому" заменены словами "согласно которых".

1. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.92 г. N 318 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" (пункт 10), согласно которому на перевозки грузов автомобильным транспортом всеми предприятиями и хозяйственными организациями, независимо от организационно - правовых форм, оказывающими эти услуги всем грузоотправителям (грузополучателям), включая население, применяются свободные тарифы.

2. Настоящим Временным порядком устанавливаются основные требования к формированию свободных тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации в целях повышения ответственности предприятий транспорта за экономическую обоснованность этих тарифов, предупреждения негативных проявлений монополизма на рынке транспортных услуг со стороны автотранспортных предприятий (перевозчиков), поскольку все ранее принятые нормативные документы, регулирующие вопросы тарифообразования на грузовом автомобильном транспорте, утратили силу.

Письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, в пункте 3 слова "и предельного уровня рентабельности в размере 35 процентов" заменены словами "необходимого уровня рентабельности".

3. Свободные тарифы определяются всеми автотранспортными предприятиями и хозяйственными организациями (перевозчиками) независимо от их организационно-правовых форм исходя из конъюнктуры рынка и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок и предельного уровня рентабельности в размере 35 процентов.

Налог на добавленную стоимость не включается в тарифы и взимается дополнительно к провозным платежам в установленном размере.

Потребитель транспортных услуг вправе запросить от автотранспортного предприятия экономическое обоснование установленных им тарифов.

Письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, пункт 4 изложен в следующей редакции: "Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок грузов, определяется в соответствии с Инструкцией по калькулированию затрат по статьям себестоимости на автомобильном транспорте (утверждена Департаментом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 22 февраля 1993 г.). При этом особое внимание следует обратить на недопустимость включения в себестоимость перевозок расходов, не предусмотренных вышеуказанной Инструкцией".

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121.

4. Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок, определяется в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552.

При этом особое внимание следует обратить на недопустимость включения в себестоимость перевозок расходов, не предусмотренных вышеуказанным Положением.

5. Основными параметрами для установления тарифных ставок, как правило, являются тонна перевезенного груза, отправка груза, километр пробега автомобиля, час работы автомобиля, автотонно-час или комбинации этих измерителей в зависимости от конкретных условий перевозок.

6. Транспортное предприятие информирует грузовладельцев о применяемых тарифах на оказываемые услуги, оформленных в виде сборников, прейскурантов или другой соответствующей форме.

7. Изменение тарифов рекомендуется производить не чаще одного раза в квартал.

8. О предполагаемом изменении уровня тарифов автотранспортное предприятие (перевозчик) обязано уведомить грузовладельцев, имеющих договорные отношения с этим предприятием, не позднее чем за 15 дней до введения новых тарифов.

Письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, пункт 9 изложен в следующей редакции: "При формировании тарифов на грузовые перевозки целесообразно принимать уровень рентабельности в размере, который позволит обеспечивать воспроизводство перевозочного процесса, расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, проведение необходимых мероприятий по социальной защите трудового коллектива и другие необходимые выплаты из прибыли".

9. Уровень фактической рентабельности по всем видам перевозок грузов автотранспортом по предприятию за отчетный период (квартал) не должен превышать 35 процентов к себестоимости. При превышении указанного предельного уровня рентабельности излишне полученная прибыль должна быть перечислена в бюджет в установленном порядке.

10. Выбор расчетной базы и вида тарифов определяется конкретными условиями доставки грузов, объемами перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями стандартизации количественных и качественных характеристик транспортного процесса.

Преимущества сдельного тарифа могут быть реализованы на массовых перевозках однородных грузов за счет постоянно действующего стимула в получении коммерческой выгоды при повышении производительности труда и снижения издержек по сравнению с учтенными в расчете тарифов.

Применение повременных тарифов обусловливается, как правило, неопределенностью количественных характеристик перевозок, и прежде всего нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование подвижного состава.

Рациональной сферой применения покилометровых тарифов является, как правило, не собственно перевозки грузов, а перемещение самих транспортных средств (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т. п.).

11. Разработанные в вышеуказанном порядке тарифы целесообразно дополнить системой дифференцированных коэффициентов по условиям эксплуатации, специализации подвижного состава, другим факторам, определяющим объективные различия в уровне затрат на перевозки.

12. Свободные тарифы применяются в соответствии с основными правилами, определяющими конкретные условия формирования стоимости перевозок и услуг и разрабатываемыми одновременно с уровнем тарифов.

13. В сфере городских и пригородных перевозок во многих случаях целесообразно выделять перевозки грузов, имеющие большое социальное значение - перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц и т. п., на которые возможно устанавливать относительно низкие тарифы. При этом на договорной основе с местными администрациями предусматриваются условия финансовой поддержки предприятий транспорта из средств местных бюджетов для обеспечения полного хозрасчета.

В договорах следует предусматривать взаимную ответственность сторон по объему и качеству транспортного обслуживания и условиям финансирования.

В основе таких взаимоотношений может использоваться механизм расчетных тарифов. Уровень расчетных тарифов должен обеспечивать возмещение необходимых текущих затрат и перспективное развитие предприятий транспорта, учитывать экономически обоснованные размеры затрат и накоплений.

14. Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условия его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на перевозки.

В целях удобства расчетов с заказчиками, а также унификации исходных параметров для анализа и совершенствования тарифных систем на основе индивидуальных тарифов автотранспортному предприятию целесообразно сформировать компактные тарифные таблицы для различных базовых измерителей. Рекомендуемые схемы построения таких тарифных таблиц приведены в приложении к настоящему Временному порядку.

Для повышения экономической обоснованности, оперативности и качества расчетов тарифов целесообразно использовать имеющиеся или специально создаваемые прикладные программы для персональных компьютеров с учетом методических рекомендаций органов ценообразования.

15. Методическое руководство и анализ практики установления и применения тарифов осуществляется Департаментом автомобильного транспорта, Региональными управлениями автомобильного транспорта, отделениями Российской транспортной инспекции, Комитетом Российской Федерации по политике цен, местными органами ценообразования.

Письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, пункт 16 исключен.

16. В случае включения автотранспортного предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов оно декларирует соответствующему органу ценообразования повышение свободных тарифов, действующих на дату включения предприятия в этот реестр, согласно "Порядку декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями-монополистами", утвержденному постановлением Комитета цен при Минэкономики России от 08.05.92 N 2 и дополнения 1 к указанному Порядку, утвержденному постановлением Роскомцен от 31.12.92 N 2.

В соответствии с письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, пункт 17 считается пунктом 16 и изложен в следующей редакции: "К автопредприятиям (перевозчикам), допустившим нарушение дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с действующим законодательством".

17. К автопредприятиям (перевозчикам), допустившим нарушение государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по политике цен, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.92 N 01-17/030-23, N 112 и N В36-05/410.

В соответствии с письмом Минтранса РФ от 29.05.1995 N АП-2/10-285, которое не проходило регистрацию в Минюсте РФ, пункт 18 считается пунктом 17.

18. Департамент автомобильного транспорта Минтранса России ежеквартально информирует Комитет Российской Федерации по политике цен об уровне действующих тарифов.

Председатель Комитета

Российской Федерации по политике цен

Л.И.РОЗАНОВА

Заместитель министра

В.Г.АРТЮХОВ