Изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2022 N 947-р, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

I. Общие положения

Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со сводным планом приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденным протоколом проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт" от 31 января 2017 г. N 7.

Целью Стратегии является обеспечение устойчивого роста экспорта продукции гражданского назначения авиационной промышленности Российской Федерации.

Задачами Стратегии являются:

содействие преодолению входных барьеров на новых рынках, в том числе в части технического регулирования и сертификации;

повышение уровня технологической оснащенности и стандартов работы организаций авиационной промышленности;

поддержка продвижения и усиления бренда (узнаваемости) продукции отечественного производства на зарубежных рынках;

построение глобальной системы послепродажного обслуживания и сервиса авиационной продукции отечественного производства;

повышение приоритета развития экспорта продукции гражданского назначения в интегрированных структурах авиационной промышленности.

Период действия Стратегии - 2017 - 2025 годы.

На мировом рынке авиационной техники сохраняются условия для долгосрочной положительной динамики экспорта.

На мировом рынке предполагается рост умеренными темпами авиационных перевозок (5 процентов в год), также ожидаются вывод из эксплуатации значительной части устаревших воздушных судов и обновление парков авиакомпаний за счет приобретения новой авиационной техники.

Крупнейшие производители воздушных судов (прежде всего "Эйрбас" и "Боинг") в условиях ожидаемого увеличения серийности развивают свои глобальные цепочки поставщиков, создавая спрос на высокотехнологичные компоненты, а также услуги их контрактного производства и разработок под заказ.

Комплексная государственная поддержка экспорта высокотехнологичной продукции оказывается во всех странах - производителях авиационной продукции. При этом меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности различаются в зависимости от емкости внутреннего рынка и уровня развития отрасли.

В Российской Федерации меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности на момент формирования Стратегии сосредоточены на отрасли самолетостроения. При этом основным субъектом поддержки являются интегрированные структуры авиационной промышленности.

В Стратегии под авиационной промышленностью Российской Федерации понимается совокупность российских организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, модернизацию, ремонт и утилизацию авиационной техники.

Для обеспечения комплексного развития экспорта продукции авиационной промышленности Российской Федерации сформированы следующие ключевые принципы:

первый принцип - меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности направлены на развитие экспорта в целом и не ограничиваются только поддержкой продукции самолетостроения;

второй принцип - меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности доступны как для интегрированных структур авиационной промышленности, так и для производителей, находящихся вне их контура, в том числе для частных организаций;

третий принцип - меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности оказываются на всех этапах жизненного цикла экспортной продукции с приоритетом поддержки продаж и послепродажного обслуживания.

В качестве системных мер поддержки экспорта продукции авиационной промышленности предусматривается реализовать мероприятия, направленные на снижение торговых барьеров и барьеров технического регулирования.

В целях снижения торговых барьеров предусматривается использование потенциала межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству для развития двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами - потенциальными партнерами по вопросам инвестиционного и инновационного сотрудничества, развития отношений между авиационными властями и поиска возможностей оптимизации таможенного регулирования.

В области технического регулирования авиационной промышленности планируется:

развитие национальной системы стандартизации и технического регулирования в авиационной промышленности в целях обеспечения интересов российских производителей;

активное участие в разработке новых стандартов в областях регулирования и сертификации, безопасности полетов, экологичности воздушных судов, взаимозаменяемости компонентов и кибербезопасности, в том числе в рамках деятельности Международного координационного совета ассоциаций аэрокосмической промышленности, направленное на формирование возможности выхода на зарубежные рынки с конкурентоспособной отечественной продукцией, а также препятствующее принятию необоснованно завышенных требований, ограничивающих ее продвижение на зарубежные рынки;

гармонизация российских и иностранных сертификационных требований к продукции, требований к сертификации разработчиков и производителей авиационной техники, стандартов работы сертифицирующих органов и организаций;

заключение межправительственных соглашений с авиационными властями потенциальных стран - покупателей о признании российских сертификатов типа, выдаваемых российскими авиационными властями.

Производителям продукции авиационного двигателе-, агрегато- и приборостроения будет оказана комплексная поддержка для получения заказов и осуществления первых поставок на экспорт, включая выставление требований к уровню локализации в новых авиационных программах при импорте воздушных судов.

Меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности могут быть уточнены и конкретизированы на уровне государственных программ Российской Федерации и программных документов.

Источники ресурсного обеспечения и объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета могут быть в установленном порядке определены в соответствующем бюджетном цикле.

Решение о предоставлении мер государственной поддержки конкретным организациям и их объемах должно приниматься в увязке с достижением этими организациями заявленных целевых показателей, а также с учетом вклада организаций в достижение общих показателей Стратегии за предыдущий период.

Стратегия разработана с учетом программных документов, касающихся вопросов развития авиационной промышленности и экспорта ее высокотехнологичной продукции:

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;

государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы";

государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";

паспорт приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

Стратегия охватывает продукцию следующих основных кодов ТН ВЭД ЕАЭС: 8802, 8807, 8411 - 8415, 8501, 8526, 9026, 9029 и 9032.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.04.2022 N 947-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Необходимость развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности обусловлена рядом факторов.

Во-первых, поддержка авиационной промышленности как одной из наиболее высокотехнологичных отраслей машиностроения способствует развитию экономики страны, в том числе увеличению валового внутреннего продукта, создаваемого предприятиями металлургической, радиоэлектронной, химической и других отраслей промышленности.

Во-вторых, мировой рынок продукции авиационной промышленности превышает 500 млрд. долларов США и является привлекательным для экспортной деятельности.

В-третьих, экспорт - это необходимое условие для обеспечения роста производства и сокращения затрат в авиационной промышленности. Внутренний рынок российской гражданской авиационной техники, несмотря на прогнозируемые темпы роста авиаперевозок и соответственно спроса на новые воздушные суда, не может обеспечить объем, достаточный для окупаемости капиталоемких авиационных программ и обеспечения инвестиционного потенциала. Открытие новых рынков сбыта способствует увеличению объема продаж продукции авиационной промышленности, что оказывает прямое (рост выручки) и косвенное (усиление позиции при переговорах с потребителями и поставщиками) воздействие на экономику производителей.

В-четвертых, рост объемов экспорта гражданской продукции подотраслей авиационной промышленности является объективным показателем повышения ее конкурентоспособности.

В-пятых, поддержка экспорта позволяет развивать производство конкурентоспособных воздушных судов и комплектующих для собственных нужд государства.

Стратегия описывает текущее состояние экспорта в авиационной промышленности, определяет ключевые продукты, обладающие экспортным потенциалом, обозначает возможности и приоритетные рынки для поставки воздушных судов и авиационных комплектующих.

Мероприятия, связанные с построением международных альянсов, в том числе совместная разработка и производство новых воздушных судов с другими государствами - производителями, в Стратегии не рассматриваются, так как отнесены к уровню отраслевой стратегии.

Стратегия предусматривает три сценария экспортной поддержки, отличающиеся набором применяемых мер поддержки экспорта продукции авиационной промышленности для каждой из подотраслей авиастроения, различной потребностью в бюджетных ассигнованиях и ожидаемым результатом.

Экспортные продукты, оценки объемов экспорта, оценки потребности в бюджетных ассигнованиях приведены в Стратегии индикативно и не являются целевыми показателями развития авиационной промышленности.

Объемы экспортных поставок в разрезе номенклатуры авиационной продукции, география поставок, стратегии входа на конкретные рынки закрепляются документами стратегического планирования организаций отрасли, в том числе публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", акционерного общества "Вертолеты России", акционерного общества "Объединенная двигателестроительная корпорация", акционерного общества "Технодинамика" и акционерного общества "Концерн Радиоэлектронные технологии".

Источники ресурсного обеспечения и объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета в установленном порядке могут быть уточнены и определены в соответствующем бюджетном цикле.

Мероприятия поддержки экспорта авиационной промышленности могут быть уточнены в государственных программах Российской Федерации и программных документах.