III. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ ИЛИ В СЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С ИХ УЧАСТИЕМ

III. Валютные операции на территории

Российской Федерации с участием иностранных лиц

или в счет обязательств с их участием

16. О последствиях гражданско - правовой сделки, совершенной с нарушением требований Закона о валютном регулировании.

Резидент обратился в арбитражный суд с иском к нерезиденту о взыскании суммы переплаты за выполненные последним на территории России работы по договору строительного подряда.

Поскольку спор вытекал из деятельности филиала нерезидента, зарегистрированного в установленном порядке на территории России, арбитражный суд в Российской Федерации вправе был рассмотреть такое дело на основании части 2 статьи 212 АПК РФ.

Из материалов дела следовало, что резидент кредитовал нерезидента в виде предварительной оплаты работ по договору строительного подряда. Расчеты в иностранной валюте производились резидентом с филиалом организации - нерезидента в пределах территории Российской Федерации.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии факта переплаты и удовлетворил иск с взысканием сумм задолженности в рублевом эквиваленте на дату исполнения решения.

Апелляционная инстанция признала договор подряда недействительным в силу пункта 4 статьи 2 Закона о валютном регулировании, отменила принятое решение и в иске резиденту отказала. При этом апелляционная инстанция исходила из того, что расчеты резидента с нерезидентом в иностранной валюте производились без получения резидентом соответствующего разрешения Банка России, что противоречит порядку совершения валютных операций, связанных с движением капитала, установленному Банком России на основании пункта 2 статьи 6 Закона о валютном регулировании.

Кассационная инстанция отменила постановление апелляционной инстанции, правомерно руководствуясь следующим.

Согласно преамбуле Закона о валютном регулировании он определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Следовательно, названный Закон распространяется лишь на расчеты резидентов и нерезидентов в валюте Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.98 N 192-ФЗ), операции с иностранной валютой и иными валютными ценностями и не регулирует отношений по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль. В силу пункта 1 статьи 140 ГК РФ рубль представляет собой законное платежное средство, обязательное к приему на всей территории России.

Поэтому использование без разрешения Банка России иностранной валюты платежа при оплате строительных услуг нерезидента не влечет недействительности договора подряда в целом и не освобождает его стороны от выполнения иных, соответствующих законодательству условий такого договора. Право одной стороны гражданско - правового обязательства истребовать от другой стороны неосновательно исполненное в связи с этим обязательством предусмотрено статьями 1102 и 1103 ГК РФ.

С учетом изложенного кассационная инстанция правомерно оставила в силе решение суда первой инстанции.

Кроме того, принимая во внимание основания для привлечения резидента - плательщика к публично - правовой ответственности за нарушение валютного законодательства, кассационная инстанция в соответствии со статьей 141 АПК РФ вынесла по данному делу частное определение и направила его компетентным органам для принятия необходимых мер.

17. При проведении расчетов в иностранной валюте Закон о валютном регулировании рассматривает как валютную операцию платеж, а не гражданско - правовые сделки, послужившие основанием его совершения.

Резидент, не имевший валютного счета в уполномоченном банке, заключил контракт с инофирмой на покупку товара. Условиями контракта предусматривалась аккредитивная форма расчетов и иностранная валюта платежа.

Платеж осуществляло третье лицо (резидент) за счет иностранной валюты, купленной в уполномоченном банке на рублевые средства резидента - контрактодержателя в соответствии с заключенным между ними договором.

Орган валютного контроля признал, что резидентом - контрактодержателем совершена операция по возложению исполнения обязательств в иностранной валюте на третье лицо, которая связана с использованием иностранной валюты в качестве средства платежа. Такая операция не названа Законом о валютном регулировании в числе текущих валютных операций (п. 9 ст. 1), а значит, требовала разрешения Банка России (подп. "е" п. 10 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании, п. 4 разд. II, п. 2 разд. III Основных положений о регулировании валютных операций). Поскольку резидент - контрактодержатель такого разрешения не имел, орган валютного контроля признал его действия незаконными и принял решение о применении к контрактодержателю санкций в сумме иностранной валюты, уплаченной за него третьим лицом, на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

Резидент - контрактодержатель обратился в суд с требованием о признании решения органа валютного контроля недействительным.

Суд заявленное требование удовлетворил.

Согласно преамбуле Закона о валютном регулировании он определяет права юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. К ним относятся иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни (п. 4 ст. 1 Закона).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 1 Закона валютными являются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием иностранной валюты в качестве средства платежа. Расчеты в валюте Российской Федерации отнесены к валютным операциям, если они совершаются между резидентами и нерезидентами (подп. "г" п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании, включен Федеральным законом от 29.12.98 N 192-ФЗ).

Резидент - контрактодержатель распорядительных сделок с валютными ценностями не совершал, иностранную валюту как средство платежа не использовал, в операциях по переходу прав на валютные ценности не участвовал и производил расчеты в валюте Российской Федерации с резидентом.

Возложение исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляет третьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнего произвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнению обязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресата действовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержится в гражданско - правовом договоре.

Валютная операция, предусмотренная подпунктом "а" пункта 7 статьи 1 Закона о валютном регулировании, представляет собой сделку, непосредственным результатом которой является переход прав на валютные ценности к другому лицу.

В приведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валюты нерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего с контрактодержателем. На совершенную же третьим лицом валютную операцию требовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям.

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция ЦБ РФ N 30, ГТК РФ N 01-20/10538 от 26.07.1995 утратила силу с 1 января 2001 года в связи с изданием Инструкции ЦБ РФ N 91-И, ГТК РФ N 01-11/28644 от 04.10.2000.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", абзацем вторым раздела 1 и абзацем первым пункта 2.1 совместной инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (от 26.07.95 N 30 и N 01-20/10538 соответственно) расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушением валютного законодательства является осуществление третьим лицом - резидентом без получения последним разрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическому контракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию, заключенному другим резидентом с нерезидентом.

18. При совершении безналичных расчетов в иностранной валюте с нарушением валютного законодательства ответственность применяется к резиденту - плательщику денежных средств.

Два резидента заключили договор купли - продажи дизельного топлива с оплатой в рублях. Впоследствии по указанию продавца стоимость топлива без соответствующего разрешения Банка России была перечислена в долларах США за границу нерезиденту в уплату приобретенной продавцом недвижимости в России.

Орган валютного контроля признал указание продавца дизельного топлива незаконным действием, квалифицировал его как самостоятельную валютную операцию и предъявил в арбитражный суд иск о взыскании с продавца всего полученного не по сделке, а в результате незаконных действий на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

Арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении искового требования по следующим основаниям.

Статьей 14 Закона установлена ответственность за совершение противоправных валютных операций. Закон содержит закрытый перечень валютных операций и рассматривает в качестве таковых расчеты в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами, осуществление международных денежных переводов, перемещение валютных ценностей через границу Российской Федерации, а также операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в качестве средства платежа.

Указание продавца по сделке о перечислении стоимости товара в иностранной валюте третьему лицу само по себе не влечет перехода к последнему прав на эту иностранную валюту и платежом не является.

Перечисление иностранной валюты нерезиденту было произведено одним из участников сделки купли - продажи - покупателем топлива одновременно в счет своих обязательств перед продавцом по этой сделке и в счет обязательств продавца перед нерезидентом.

Таким образом, операцию, связанную с движением капитала, не имея разрешения Банка России, осуществил покупатель, который и должен отвечать за нарушение валютного законодательства.

Следовательно, продавец топлива не совершал незаконных действий, в результате которых наступают последствия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

19. Получение коммерческого кредита резидентом на срок более 180 дней не требует разрешения Банка России.

Резидент заключил договор на продажу пиломатериалов нерезиденту. Другим соглашением между теми же лицами, названным ими кредитным договором, была предусмотрена предварительная оплата товара. Срок его передачи по условиям обязательства не превышал шести месяцев с даты перечисления денежных средств. Авансовый платеж за пиломатериалы поступил продавцу от третьего лица - резидента, полномочного агента покупателя - нерезидента.

Товар продавцом передан не был, сумма предварительной оплаты не возвращена, поскольку резидент - плательщик прекратил свое существование, что подтверждено соответствующими документами.

Орган валютного контроля в решении по результатам проверки указал, что резидент - продавец получил финансовый кредит на срок более 180 дней, то есть совершил валютную операцию, связанную с движением капитала, которая должна осуществляться с разрешения Банка России (подп. "е" п. 10 ст. 1, п. 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании, п. 4 разд. II Основных положений о регулировании валютных операций).

Разрешения Банка России в данном случае не имелось.

При таких обстоятельствах орган валютного контроля посчитал, что продавец совершил незаконные действия, и на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 14 названного Закона применил к нему ответственность в виде взыскания в доход бюджета суммы полученной предварительной оплаты.

Резидент обратился в арбитражный суд с требованием о признании решения органа валютного контроля недействительным.

Первая и апелляционная инстанции суда заявленное требование удовлетворили, поскольку действия продавца вытекали из сделки, а ответственность, предусмотренная подпунктом "б" пункта 1 статьи 14 Закона, установлена за совершение незаконных действий, не связанных со сделкой.

Кассационная инстанция судебные акты подтвердила, однако указала, что в соответствии с пунктом 5 статьи 113 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 1 ст. 823 ГК РФ) соглашение о кредитовании в форме предварительной оплаты товаров по сделкам купли - продажи самостоятельным кредитным договором не является. Оформление его отдельным документом правовой природы указанного соглашения не изменяет.

Заявитель получил коммерческий кредит, рассчитаться за который он должен был поставкой пиломатериалов на экспорт.

Платеж - перечисление денежных средств - со стороны продавца товаров не предполагался и не производился, поэтому ему не требовалось получать разрешение на отсрочку платежа свыше 180 дней.

На основании пункта 7 статьи 1 Закона о валютном регулировании экспорт товаров (за исключением валютных ценностей) к валютным операциям не относится и валютным законодательством не регулируется.

Согласно статье 14 Закона взыскание полученного по недействительной валютной сделке, а также вследствие незаконных действий является мерой ответственности, санкцией за нарушение.

Резидент - продавец получил денежные средства в иностранной валюте правомерно. Нарушений валютного законодательства с его стороны не допущено. Невыполнение продавцом обязательств по передаче пиломатериалов влечет его гражданско - правовую ответственность перед стороной по договору, а не государством.

В соответствии с пунктом 1.21 Положения Банка России об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.96 N 39 (с последующими изменениями и дополнениями) возврат резидентами и нерезидентами авансовых платежей по неисполненным экспортно - импортным контрактам осуществляется без разрешения Банка России. Следовательно, подобные платежи изъятию у получивших их лиц не подлежат.

С учетом изложенного резидент в данном случае не может быть привлечен к ответственности по статье 14 Закона о валютном регулировании.

Что касается вывода судов о признании недействительным решения органа валютного контроля в связи с квалификацией незаконной сделки как действия, необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со статьей 14 Закона о валютном регулировании применяется одинаковая ответственность за действия как связанные, так и не связанные со сделкой. Неточная квалификация нарушения в данном случае не является основанием для освобождения нарушителя от ответственности.

20. Оплата резидентом валютных расходов резидента - посредника в конкретной внешнеэкономической сделке не требует разрешения Банка России.

По договору между двумя резидентами - юридическими лицами один из них обязался организовать обучение и стажировку работников другого за границей.

Стороны предусмотрели оплату названных услуг в иностранной валюте с расчетами на территории Российской Федерации.

Услугополучатель перечислил валюту организатору обучения, не имея разрешения Банка России на совершение такой валютной операции.

Орган валютного контроля признал действия резидента - плательщика незаконными и применил к нему ответственность в виде взыскания стоимости услуг в размере суммы уплаченной валюты, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании.

При этом орган валютного контроля исходил из того, что расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами (кроме оплаты труда и расчетов в магазинах) на территории Российской Федерации запрещены пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 15.11.91 N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", который принят в период расширенных полномочий Президента Российской Федерации и имеет силу закона.

Резидент обратился в суд с требованием о признании решения органа валютного контроля недействительным.

Суд заявленное требование правомерно удовлетворил по следующим основаниям.

Закон о валютном регулировании отнес сделки по внутренним расчетам в иностранной валюте (кроме получения и предоставления финансовых кредитов на срок до 180 дней) к валютным операциям, связанным с движением капитала и осуществляемым в порядке, установленном Банком России (подп. "е" п. 10 ст. 1, п. 2 ст. 6).

Закон является специальным, более поздним по времени принятия актом, и с момента его вступления в силу Указ Президента Российской Федерации от 15.11.91 N 213 не может применяться в части, противоречащей Закону.

Банк России подтвердил действие на территории Российской Федерации Основных положений о регулировании валютных операций. Согласно подпункту "ж" пункта 1 и пункту 2 раздела III этого нормативного акта использование на территории Российской Федерации иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте между юридическими лицами - резидентами без лицензии Банка России допускается при оплате расходов посреднических внешнеэкономических организаций, если указанные расходы производились этими организациями или были предъявлены ими в иностранной валюте, а также при оплате комиссий, которые взимаются посредническими внешнеэкономическими организациями для покрытия расходов в валюте.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.11.91 N 213 всем предприятиям и объединениям, зарегистрированным на территории РСФСР, разрешено осуществление внешнеэкономической, в том числе посреднической, деятельности без специальной регистрации.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

В силу статьи 10 Федерального закона от 13.10.95 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (действует в редакции Федеральных законов от 08.07.97 N 96-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ) все российские лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности, под которой в статье 1 названного Закона понимается предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Оценив условия договора между сторонами, суд признал, что резидент - получатель валюты при организации обучения и стажировок за границей осуществлял внешнеэкономическую деятельность, действуя как посредник в предоставлении соответствующих услуг.

На основании статьи 53 АПК РФ рассмотрение споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

В данном случае факт выполнения резидентом - посредником обязательств по организации обучения за границей орган валютного контроля не оспаривал и доказательств отсутствия у этого посредника соответствующих расходов в иностранной валюте также не представил.