Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 9 февраля 2000 г. N 111

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Министерство экономики Российской Федерации (Минэкономики России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально - экономической политики, определение путей развития экономики и разработку методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально - экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации, а также координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

2. В своей деятельности Министерство экономики Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Министерство экономики Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

4. Основными задачами Министерства экономики Российской Федерации являются:

1) анализ экономического положения Российской Федерации, определение принципов и методов регулирования в социально - экономической сфере;

2) разработка и проведение государственной политики по обеспечению устойчивого развития Российской Федерации;

3) разработка принципов, механизмов и форм реализации государственной структурной, промышленной, инновационной и инвестиционной политики в Российской Федерации;

4) проведение единой государственной промышленной политики и осуществление управления в сфере металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, лесной, целлюлозно - бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

5) экономическое обоснование федеральных государственных нужд, в том числе расходов, связанных с обеспечением обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

6) формирование проекта государственного оборонного заказа в целом и участие в установленном порядке в обеспечении выполнения государственного оборонного заказа;

7) разработка основных принципов региональной экономической политики, экономических основ федеративных отношений;

8) реализация государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, разработка мер по предотвращению угроз экономической безопасности страны;

9) проведение структурных преобразований в отраслях промышленности, относящихся к сфере деятельности Министерства.

5. Министерство экономики Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) разрабатывает государственные прогнозы социально - экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, осуществляет прогнозные расчеты общеэкономических показателей системы национальных счетов;

2) на основе анализа состояния экономики Российской Федерации и тенденций социально - экономического развития подготавливает годовые и ежеквартальные доклады о состоянии российской экономики, ежемесячные аналитические доклады о текущей ситуации в экономике Российской Федерации, выявляет диспропорции в ее развитии и определяет пути их устранения, разрабатывает механизмы осуществления программ развития приоритетных отраслей экономики и подготавливает предложения по вопросам регулирования экономических процессов, а также осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации решений по развитию экономики и проведению экономической реформы;

3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства Российской Федерации по социально - экономическому развитию страны;

4) разрабатывает прогнозные и аналитические материалы по вопросам институциональных преобразований;

5) принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно - кредитной, валютно - кредитной, таможенно - тарифной и учетной политики Российской Федерации;

6) разрабатывает сводный финансовый баланс по территории Российской Федерации, в том числе по регионам, предложения об основных показателях федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации, участвует в разработке совместного заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике;

7) обеспечивает экономическое обоснование бюджетной политики и отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета, а также бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;

8) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти оценивает сбалансированность финансовых и материальных потоков, подготавливает предложения об оптимальном регулировании основных финансовых и экономических пропорций, а также разрабатывает меры по обеспечению единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров (услуг) и финансовых средств;

9) участвует в прогнозировании и оценке социально - экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

10) разрабатывает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти меры и механизмы обеспечения экономической безопасности и реализации стратегии устойчивого развития страны;

11) участвует в формировании и реализации государственной экологической политики, в разработке мер по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации;

12) разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен и индексы - дефляторы, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);

13) разрабатывает амортизационную политику и меры по ее реализации;

14) участвует в подготовке предложений о совершенствовании форм и методов государственной статистики;

15) осуществляет анализ и подготовку предложений по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;

16) представляет в Правительство Российской Федерации предложения о создании координационных и совещательных органов, образуемых Правительством Российской Федерации, а также подготавливает заключения по предложениям других федеральных органов исполнительной власти по этим вопросам;

17) разрабатывает и обосновывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственную структурную и инновационную политику и механизмы ее реализации, в пределах своей компетенции организует работу по ее проведению, по стимулированию развития производства, формированию и развитию инфраструктуры промышленной и научно - технической сферы;

18) участвует в формировании государственной научно - технической политики;

19) подготавливает предложения об экономическом механизме рационального использования природных ресурсов и ресурсосбережения;

20) осуществляет анализ состояния системы платежей и расчетов в экономике Российской Федерации, подготавливает предложения о совершенствовании этой системы;

21) участвует в разработке государственной политики по вопросам несостоятельности и финансового оздоровления;

22) разрабатывает и организует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выполнение программ реструктуризации отраслей материального производства, а также координирует вопросы комплексного реформирования этих отраслей либо групп технологически связанных организаций;

23) разрабатывает предложения о развитии государственного сектора экономики Российской Федерации, осуществляет анализ и прогнозирование его развития;

24) разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственную политику в области реформирования предприятий (организаций), осуществляет общее методическое руководство реформированием и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реформированию предприятий (организаций), проводит анализ и оценку эффективности реализуемых мероприятий;

25) участвует в формировании политики приватизации и управления федеральным имуществом;

26) организует изучение платежеспособного спроса и предложения на товарных и финансовых рынках и разрабатывает балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции (услуг), инвестициям;

27) подготавливает предложения и осуществляет методическое руководство работами по формированию и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, подготавливает заключения по проектам указанных программ и в установленном порядке вносит эти программы в Правительство Российской Федерации на утверждение, представляет ежегодно в Правительство Российской Федерации доклады о ходе реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ;

28) участвует в разработке и осуществлении мер государственного регулирования естественных монополий, в том числе в формировании прогнозов объемов производства и необходимых инвестиционных затрат естественных монополий;

29) организует разработку государственной инвестиционной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности, осуществляет изучение спроса на инвестиции;

30) разрабатывает с участием Министерства финансов Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти и представляет в Правительство Российской Федерации адресную федеральную инвестиционную программу, осуществляет на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

31) проводит в установленном порядке конкурсный отбор и контроль за осуществлением инвестиционных проектов с использованием государственных капитальных вложений;

32) осуществляет координацию и контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;

33) координирует работу по размещению объектов производственного и социального назначения на территории Российской Федерации с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

34) подготавливает с участием Министерства финансов Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти проект Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год и обеспечивает эффективное использование средств Бюджета развития Российской Федерации;

35) проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и совместно с Министерством финансов Российской Федерации обеспечивает финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых (гарантируемых) из Бюджета развития Российской Федерации;

36) участвует в разработке предложений о развитии рынка ценных бумаг;

37) участвует в разработке предложений по вопросам совершенствования системы регулирования страхового рынка;

38) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и методические рекомендации для органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности;

39) осуществляет в установленном порядке лицензирование лизинговой и иных видов деятельности в пределах своей компетенции;

40) осуществляет разработку и реализацию мер по вопросам государственного регулирования создания, деятельности и ликвидации финансово - промышленных групп, ведет в установленном порядке государственный реестр финансово - промышленных групп;

41) формирует государственный заказ на проведение находящимися в ведении Министерства научно - исследовательскими организациями научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, в том числе прикладных экономических исследований, обеспечивает его финансирование и контроль за использованием выделенных на эти цели ассигнований;

42) анализирует и прогнозирует совместно с Министерством науки и технологий Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти развитие научно - технического и технологического потенциала материального производства;

43) организует и координирует совместно с Министерством науки и технологий Российской Федерации работу по обеспечению отечественных и зарубежных производителей и организаций информацией о научно - технических разработках, инновационных проектах в сфере материального производства в целях продвижения конкурентоспособной промышленной продукции на отечественный и зарубежный рынки;

44) участвует в разработке системы показателей, характеризующих эффективность практического использования результатов научных исследований и разработок;

45) участвует в разработке мер по государственной поддержке геолого - разведочных работ, в проведении их мониторинга, а также в проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами и другими природными ресурсами, подготовке проектов соглашений о разделе продукции;

46) участвует в разработке Министерством финансов Российской Федерации проекта плана отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно - исследовательских и социально - культурных целей, для продажи на внешнем рынке и предложений об экспортных квотах на необработанные природные алмазы;

47) разрабатывает принципы управления экономикой в условиях военного времени и осуществляет организационное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки экономики страны, участвует в развитии системы государственного материального резерва;

48) подготавливает с участием федеральных органов исполнительной власти предложения о формировании государственной политики в области мобилизационной подготовки экономики страны и разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации, осуществляет координацию и контроль в области мобилизационной подготовки экономики, разрабатывает в установленном порядке проект государственного оборонного заказа, в том числе готовит предложения по номенклатуре и объемам поставок продукции, закупок товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;

49) участвует в осуществлении военно - технического сотрудничества с иностранными государствами, координирует вопросы военно - экономического сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств;

50) обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно - методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением цен;

51) участвует в разработке предложений по вопросам конверсии оборонной промышленности;

52) участвует в реализации государственной политики в области контроля за экспортом товаров (работ, услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники;

53) обеспечивает проведение комплекса организационных и технических мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, защите сведений, составляющих государственную тайну, охране объектов и пожарной безопасности, осуществляет контроль за эффективностью защиты сведений, составляющих государственную тайну, в организациях, находящихся в ведении Министерства, проводит аттестацию руководителей указанных организаций на право выполнения работ, связанных с защитой государственной тайны, а также обеспечивает проведение комплекса мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в организациях независимо от формы собственности, деятельность которых связана с деятельностью Министерства;

54) участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики, включая разработку региональных аспектов финансовой, кредитно - денежной и инвестиционной политики;

55) участвует в определении и обосновании направлений и методов совершенствования экономических взаимоотношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации, в разработке предложений о совершенствовании межбюджетных отношений;

56) разрабатывает совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации концепции и программы социально - экономического развития Российской Федерации по территориям, стратегию совершенствования территориальной структуры экономики, подготавливает предложения о совершенствовании экономического механизма межрегиональной интеграции;

57) участвует в разработке мероприятий по развитию местного самоуправления;

58) подготавливает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложения об учете региональных особенностей при проведении экономической реформы, разрабатывает меры государственной поддержки регионов с наиболее сложными социально - экономическими, природно - климатическими, демографическими и экологическими условиями;

59) подготавливает предложения о совершенствовании организации и деятельности в социально - экономической сфере органов местного самоуправления, учитывает при подготовке прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации тенденции развития муниципальных образований;

60) участвует в работе по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в осуществлении контроля за соблюдением указанных договоров в части, относящейся к компетенции Министерства;

61) участвует в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки и развития отраслей социальной сферы, реформирования жилищного строительства и жилищно - коммунального хозяйства, общих направлений политики в области доходов и потребления населения, пенсионного и других видов социального страхования, демографии, миграции, трудовых ресурсов, занятости населения, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки отдельных групп населения с учетом экономических возможностей государства;

62) организует совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации разработку минимальных государственных социальных стандартов;

63) участвует в разработке предложений о совершенствовании системы социальных пособий, компенсационных выплат и льгот;

64) участвует в подготовке проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, разработке отраслевых и региональных тарифных соглашений и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их реализацией;

65) участвует в создании условий для формирования рынка социальных услуг, увеличения их объема и качества;

66) участвует в разработке предложений о формировании внешнеэкономической политики, развитии и совершенствовании механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодном экономическом и научно - техническом сотрудничестве с иностранными государствами, международными организациями и осуществлении совместных проектов и программ, об объемах федеральных валютных поступлений и платежей, принимает участие в составлении платежного баланса;

67) участвует в разработке проектов программ внешних заимствований Российской Федерации, предложений об урегулировании проблем внешней задолженности Российской Федерации, об использовании средств, поступающих в погашение задолженности иностранных государств по предоставленным СССР и Российской Федерацией государственным кредитам;

68) участвует в разработке предложений о защите экономических интересов Российской Федерации и отечественных товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках, о государственной поддержке экспорта отечественных товаров (работ, услуг);

69) организует на конкурсной основе с участием других федеральных органов исполнительной власти товарное наполнение кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями и иностранными государствами под гарантии Правительства Российской Федерации, и осуществляет контроль за эффективным и целевым их использованием;

70) осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, осуществляет сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями в инвестиционной сфере, проводит государственную экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества;

71) подготавливает и заключает по поручению Правительства Российской Федерации в установленном порядке соглашения о поощрении и взаимной защите капитальных вложений;

72) является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц;

73) координирует работу в области оказания иностранными государствами и международными организациями консультационно - технического содействия Российской Федерации;

74) обеспечивает оказание информационно - консультативного содействия иностранным инвесторам;

75) разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложения о формировании государственной политики Российской Федерации в отношении свободных экономических зон;

76) участвует в подготовке предложений по развитию экономического сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, по проектам межправительственных договоров и соглашений с этими государствами, созданию межгосударственных финансово - промышленных групп и разработке целевых программ с участием государств - участников Содружества Независимых Государств и по другим вопросам, касающимся сотрудничества с указанными государствами;

77) осуществляет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Министерству экономики Российской Федерации в целях осуществления своих функций предоставляется право:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

2) издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти;

3) разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;

4) представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации на международном уровне по вопросам, входящим в его компетенцию, участвовать в подготовке и заключении торгово - экономических и инвестиционных соглашений с иностранными государствами, торгово - экономическими союзами, в работе международных экономических и финансовых организаций, российских частей межправительственных комиссий по торгово - экономическому и научно - техническому сотрудничеству с иностранными государствами;

5) определять в пределах средств, выделяемых Министерству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области экономики, привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, Российскую академию наук, отраслевые академии наук, другие научные организации, а также отдельных ученых и специалистов и участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели;

6) создавать в установленном порядке внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок;

7) осуществлять контроль за финансово - хозяйственной деятельностью организаций, находящихся в ведении Министерства, проводить документальные и иные проверки их деятельности;

8) созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

7. Министерство экономики Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр экономики Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

Министр экономики Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

8. Министр экономики Российской Федерации:

1) руководит деятельностью Министерства;

2) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений Министерства;

5) в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, в том числе в случае необходимости совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти;

6) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований на государственное управление, а также положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;

7) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и руководителей организаций, находящихся в ведении Министерства, утверждает уставы (положения) указанных организаций, заключает и расторгает договоры (контракты) с их руководителями;

8) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и применяет меры материального и морального поощрения;

9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Министерстве.

9. В Министерстве экономики Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также руководящих работников центрального аппарата Министерства. В состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, организаций, ученые и специалисты.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы развития экономики Российской Федерации и деятельности Министерства. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая Правительству Российской Федерации о возникших разногласиях.

В заседаниях коллегии в случае необходимости могут участвовать представители других федеральных органов исполнительной власти, организаций, ученые и специалисты, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам.

10. Для рассмотрения крупных социально - экономических проблем Министерство экономики Российской Федерации может образовывать научно - технические и научно - практические советы и комиссии с включением в них представителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, ученых и специалистов.

Организационно - техническое обеспечение деятельности указанных советов и комиссий осуществляется центральным аппаратом Министерства.

11. Министерство экономики Российской Федерации может учреждать в установленном порядке в целях выполнения возложенных на Министерство задач журналы и другие печатные издания.

12. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

13. Министерство экономики Российской Федерации является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетный и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.