Централизованная модель

Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях посредством реализации всех процессов управления единым центральным органом управления - Центром ППМС-помощи регионального уровня при взаимодействии с муниципальными образовательными организациями, образовательными организациями, подведомственными органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, организациями дополнительного профессионального образования.

Взаимодействие между Центром ППМС-помощи и образовательными организациями организуется и осуществляется на региональном уровне с учетом ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие Центра ППМС-помощи регионального уровня с образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи муниципального уровня строится на основе аутсорсинга. Координация механизма реализации модели осуществляется специалистами Центра ППМС-помощи, которые осуществляют сбор информации о состоянии всех объектов управления, ее обработку и формируют команды управления.

Основное направление деятельности Центра ППМС-помощи при реализации данной модели - комплексное сопровождение детей с ОВЗ, инвалидностью, проблемами в психофизическом развитии раннего, дошкольного и школьного возраста специалистами педагогического и медицинского профилей.

В Центр ППМС-помощи дети могут направляться по заключению ПМПк образовательных организаций, медицинских учреждений, а также при самостоятельном обращении родителей (законных представителей). Сопровождение начинается с комплексной первичной диагностики, по результатам которой определяется форма сопровождения ребенка как в Центре ППМС-помощи, так и в образовательной организации.

На каждого ребенка составляется комплексная личностно-ориентированная программа (на период от двух месяцев до года и более), срок реализации которой зависит от психофизических особенностей ребенка, динамики развития, поставленных целей.

В зависимости от типа образовательных организаций возможно применение различных алгоритмов взаимодействия Центра ППМС-помощи с образовательными организациями.

При взаимодействии Центра ППМС-помощи с ДОО:

ребенок, посещающий ДОО, направляется в Центр ППМС-помощи для прохождения первичной диагностики и получения рекомендаций специалистов по его дальнейшему обучению и воспитанию в условиях ДОО;

ребенок, посещающий ДОО, направляется в Центр ППМС-помощи для прохождения диагностико-коррекционных курсов, дальнейшее обучение и воспитание ребенка в условиях образовательной организации строится с учетом рекомендаций специалистов Центра ППМС-помощи, сформированных по итогам реализации личностно-ориентированной программы;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО оказывают методическую помощь в разработке ИУП и АОП, по выбору наиболее результативных форм сопровождения ребенка в условиях ДОО, подбору технологий работы;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО оказывают методическую помощь в овладении конкретными технологиями работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью через прохождение стажировок;

специалисты Центра ППМС-помощи по запросу педагогов ДОО проводят на базе Центра ППМС-помощи методические объединения по вопросам выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

специалисты Центра ППМС-помощи проводят семинары, стажировочные мероприятия, публичные лекции и др. для педагогов ДОО по наиболее часто возникающим вопросам, касающимся выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;

сопровождение специалистов ДОО, реализующих программы, разработанные специалистами Центра ППМС-помощи и направленные на обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью.

Взаимодействие с общеобразовательными организациями может быть построено посредством реализации плана мероприятий, адресованных различным целевым группам.

Для сотрудников Центра ППМС-помощи план мероприятий может включать:

вопросы координации и взаимодействия специалистов Центров ППМС-помощи и образовательных организаций;

вопросы участия в работе ПМПк образовательных организаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

вопросы участия в разработке и реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения;

проведение анализа и распространение полученного практического опыта предоставления ППМС помощи детям с ОВЗ и инвалидностью;

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику.

Для руководителей и педагогов общеобразовательных организаций план мероприятий может включать:

проведение стажировок в рамках курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС помощи, реализуемых организациями дополнительного профессионального образования Субъекта Российской Федерации;

консультационно-методическую поддержку членов ПМПк образовательной организации по разработке образовательного маршрута ребенка с ОВЗ (ИУП, АООП);

консультационно-методическую поддержку педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью;

консультационно-методическую поддержку педагогов по вопросам формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью;

формирование банка данных о специалистах, желающих пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, а также о специалистах, прошедших курсы повышения квалификации;

формирование банка данных об обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и результатах освоения ими АООП.

Для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью план мероприятий может включать:

проведение анкетирования родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по психологической готовности к инклюзивному обучению;

консультационную поддержку родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам включения их детей в систему общего образования и формирования адекватного представления о возможностях ребенка;

консультационную поддержку родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

Для обучающихся образовательных организаций, не имеющих ограничений жизнедеятельности, план мероприятий может включать:

проведение анкетирования с целью изучения мнений учащихся по поводу совместного обучения с детьми с ОВЗ и инвалидностью;

консультационную поддержку по вопросам формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ и инвалидностью.

Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью план мероприятий может включать:

диагностику уровня развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью, определение образовательного маршрута ребенка и специальных условий обучения в рамках деятельности центральной ПМПК;

консультационную поддержку;

проведение коррекционно-развивающих занятий.

Нормативно-правовое регулирование деятельности Центра ППМС-помощи осуществляется посредством заключения договоров о совместной деятельности с конкретными образовательными организациями или с муниципальными органами управления образованием. Кроме того необходимо внесение изменений и дополнений в устав и локальные акты, регулирующие деятельность отделов Центра ППМС-помощи в части дополнения указанными видами деятельности.

С целью распространения опыта Центра ППМС-помощи по работе в обозначенных направлениях необходимо обеспечить участие специалистов в региональных мероприятиях по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, информационное сопровождение их деятельности (публикация статей, размещение на официальных сайтах Центра ППМС-помощи, образовательных организаций информации по наиболее актуальным вопросам, касающимся выявления, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью).