Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие положения

Временный регламент организации функционирования и развития общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - регламент) вступает в силу с даты его утверждения и отменяет действие следующих документов:

временный регламент деятельности информационных центров ОКСИОН от 17.06.2010, утвержденный заместителем Министра МЧС России;

регламент взаимодействия Национального центра управления в кризисных ситуациях и центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с информационными центрами ОКСИОН по вопросам информирования и оповещения населения с использованием терминальных комплексов ОКСИОН от 15.07.2011, утвержденный заместителем Министра МЧС России;

регламент представления, согласования, утверждения и вывода информационных материалов на СТСИО ОКСИОН от 30.09.2010, утвержденный Организационным комитетом;

регламент организации и проведения эксплуатационно-технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ объектов ОКСИОН от 06.08.2012, утвержденный начальником ФГБУ "ИЦ ОКСИОН".

Настоящий регламент определяет порядок организации и выполнения следующих процедур:

оперативное информирование населения с использованием СТСИО ОКСИОН о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;

организацию и осуществление плановых трансляций информационных материалов на СТСИО ОКСИОН;

организацию содержания, ремонта, обслуживания и модернизации объектов ОКСИОН;

организацию проведения эксплуатационно-технического обслуживания и ремонтно-восстановительных работ на объектах ОКСИОН;

создание и развитие ОКСИОН за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования;

осуществление проверок по вопросам функционирования и развития ОКСИОН;

требования к специалистам ОКСИОН;

взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, организаций и учреждений МЧС России, федеральных органов исполнительной власти по вопросам создания, функционирования и развития ОКСИОН.

1.1 Цель и задачи ОКСИОН

Целью общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка, своевременное и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Для достижения этой цели ОКСИОН решает задачи:

обеспечения оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

проведения мероприятий по сокращению сроков гарантированного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

повышения уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

увеличения действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;

наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

ОКСИОН обеспечивает работу в следующих режимах:

повседневный режим функционирования;

режим повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС);

режим чрезвычайной ситуации (при возникновении ЧС);

посткризисный режим (после отмены ЧС).

В повседневном режиме функционирования ресурсы ОКСИОН используются для осуществления плановой передачи профилактической информации в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, а также мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания населения.

В режиме повышенной готовности функционирование ОКСИОН направлено на оперативное информирование населения о необходимых действиях, приемах и способах защиты в складывающейся (прогнозируемой) обстановке с целью минимизации возможного ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера, а также террористических актов. В режиме повышенной готовности проводится усиление контроля за состоянием окружающей среды и обстановки с помощью соответствующих подсистем ОКСИОН.

В режиме чрезвычайной ситуации функционирование ОКСИОН направлено на оперативное информирование населения о возникших ЧС, действиях, необходимых для минимизации ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера, а также террористических актов. В данном режиме обеспечивается непрерывный контроль за состоянием окружающей среды и обстановки с помощью соответствующих подсистем ОКСИОН.

В посткризисном режиме ОКСИОН решает задачи информирования населения в ходе его социальной реабилитации, обеспечения морально-психологической поддержки, ослабления и снятия посткризисных осложнений, а также предоставления необходимой информации о местах расположения центров и служб социально-психологической реабилитации, медицинской помощи, первичного жизнеобеспечения, "горячим линиям" и адресным пунктам поиска близких и родственников и т.п.

Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы и подсистемы:

информационные центры;

терминальные комплексы;

распределенные автоматизированные подсистемы:

- подсистема массового информирования (ПМИ);

- подсистема наблюдения и сбора информации (ПСИ);

- подсистема связи и передачи данных (ПСПД);

- подсистема информационной безопасности (ПИБ);

- подсистема охранно-пожарной сигнализации (ПС);

- подсистема радиационного и химического контроля (ПРХК);

- подсистема звукового сопровождения и информирования (ПЗСИ);

- подсистема часофикации (ПЧ);

- подсистема контроля и управления ОКСИОН (ПКУ);

- подсистема электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В рамках ОКСИОН топология структуры и подчиненность информационных центров построена в соответствии с иерархическим принципом, повторяющим административно-территориальное устройство Российской Федерации. Сеть информационных центров имеет топологическую структуру вида распределенной звезды.

Степень развитости конфигурации всех подсистем, потенциал программно-технических средств, функциональные возможности, количество управляемых терминальных комплексов, а также ранг и уровень полномочий в иерархии информационных центров возрастает с низших уровней к верхним.

Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов в составе ОКСИОН, в настоящее время могут использоваться следующие СТСИО ОКСИОН:

- наружные, отдельно стоящие светодиодные экраны на собственной опоре (Г-образной или П-образной формы);

- наружные, отдельно стоящие СТСИО выполненные в едином защищенном корпусе на основе жидкокристаллической панели;

- наружные, размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные экраны;

- внутренние, навесные СТСИО на основе жидкокристаллических или плазменных панелей;

- внутренние СТСИО напольного исполнения, организованные в едином корпусе;

- внутренние СТСИО навесного исполнения, организованные в едином корпусе;

- мобильные СТСИО.

Организация функционирования и развития ОКСИОН осуществляется в соответствии со следующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами:

а) федеральными законами:

от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";

от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

от 15.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

б) указами Президента Российской Федерации:

от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.";

от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте".

в) постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 14.02.2000 N 128 "Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду";

от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны";

от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 22.05.2008 N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей";

от 07.07.2011 N 555 "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года".

г) распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 1327-р "О совершенствовании организации подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов".

д) совместными приказами МЧС России, МВД России и ФСБ России:

от 31.05.2005 N 427/431/320 "Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей";

от 31.05.2005 N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических актов" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2005 г., регистрационный номер 6700);

от 11.07.2006 N 398/545/323 "О комиссиях по координации деятельности при создании общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей в субъектах Российской Федерации".

е) приказами МЧС России:

от 31.12.2002 N 632 "Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций";

от 20.09.2005 N 698 "Об организационном комитете по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей";

от 29.06.2006 N 386 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 г., регистрационный номер 8074);

от 09.12.2009 N 700 "Об утверждении Положения об организации оперативной дежурной службы в системе МЧС России";

от 01.12.2010 N 606 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

от 03.05.2012 N 259 "Об организации эксплуатации общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей";

от 15.07.2011 N 386 "Об утверждении Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Информационный центр общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей", и признании утратившим силу приказа МЧС России от 04.09.2007 N 473";

от 28.01.2013 N 52 "Об утверждении ведомственного Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых находящимися в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности".

ж) методическими рекомендациями по включению в единую сеть ОКСИОН элементов информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, созданных за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, организаций и иных источников. Утверждены Организационным комитетом по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Протокол N 1 от 2 марта 2012 г.