ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

(школьный возраст, дети, воспитывающиеся в семье) <8>

(Е.Л. Инденбаум)

--------------------------------

<8> Составлена на основе Л.М. Шипицына. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб.: Дидактика-плюс, 2002.

Уровень бытовых навыков: Условный балл __ (от 1 до 10).

В младшем школьном возрасте: 1 - 2 балла - совершенно несамостоятелен, все делает только с помощью и под контролем родителей.

3 - 4 балла - самостоятельно справляется с элементарными бытовыми навыками (гигиена, еда, одевание и раздевание, ориентируется в своем дворе, школьном здании).

5 - 6 баллов - ориентируется в своем микрорайоне, следит за своим видом, одевается по погоде, может сходить в магазин.

7 - 8 баллов - остается один дома, соблюдает порядок, правила безопасности, понимает деньги.

9 - 10 - понимает время по часам, может самостоятельно его организовывать, умеет пользоваться бытовыми электроприборами.

В подростковом возрасте 9 - 10 баллов - ориентируется в городе, ориентируется в ценах, следит за своей одеждой, одевается соответственно ситуации, может приготовить еду, помогает в домашних делах.

Социально-бытовая ориентировка: Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - не знает частей тела, адреса, членов семьи, дней недели, элементарных правил поведения, что растет в огороде, как называются продукты питания, зачем нужны конкретные домашние животные и т.п..

3 - 4 - знает кое-что из вышеперечисленного, на улице различает тротуар и проезжую часть, понимает светофор, остановку, соблюдает элементарные правила поведения (поздороваться, попрощаться, сказать "спасибо" и "пожалуйста")..

5 - 6 - знает многое из вышеперечисленного, понимает месяцы, числа, дни недели, знает профессии, некоторые знаки (например, красный крест, "кирпич", "дети"), соблюдает более сложные правила поведения (улыбнуться при встрече, спросить, можно ли войти, что-то взять, выйти из-за стола, спросить, как здоровье, обращаться на "Вы" и по имени отчеству), начинает осознавать, что происходит вокруг, прислушиваться к разговорам, обращенным не к нему, и понимать их смысл, отличает "опасных" людей - пьяных, наркоманов, бомжей.

7 - 8 - знает назначение социальных учреждений (почта, вокзал, больница, поликлиника, библиотека, дом культуры, кафе и т.п.), адекватно ведет себя, заходя в них, может посещать увеселительные мероприятия (детский парк, кинотеатр, театр, цирк, ведет себя там правильно), хорошо ориентируется в бытовых вопросах (знает, что надо для стирки, уборки, приготовления пищи), отличает сорняки от посевов, знает, как ухаживать за домашними животными, понимает время на часах, ориентируется в профессиях и своих возможностях, хорошо осознает, что происходит вокруг него, наличие реальной опасности, понимает, с каким человеком имеет дело, в определенной мере понимает информацию из СМИ, может справиться с неожиданной ситуацией, знает о вреде курения, алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, откуда берутся дети.

9 - 10 - социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого, дееспособного человека.

Взаимодействие со сверстниками: Условный балл __ (от 1 до 10).

Оценки 1 - 2 означают практическую несформированность общения - неадекватен при попытках общения.

3 - 4 - общение быстро разрушается из-за агрессивного поведения.

5 - 6 - в общении чрезмерно зависим, идет, куда позовут, не понимает ситуации, нет избирательности в контактах, нет постоянных друзей, только случайные контакты.

7 - 8 - общается, но не умеет вести себя в гостях и в качестве хозяина, конфликтует, не может "поставить себя" среди других сверстников, чтобы не обижали.

9 - 10 - имеет достаточно постоянных друзей своего возраста, ходит к ним в дом и они приходят к нему, редко конфликтует с ними, умеет "поставить себя", есть избирательность в контактах.

Взаимодействие с взрослыми (учителями): Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - может проявлять вербальную (или даже физическую) агрессию, плохо вступает в контакт, ведет себя неадекватно учебной ситуации.

3 - 4 - не соблюдает дистанции, не принимает ситуацию как учебную, чрезмерно эмоционален, неусидчив, плохая саморегуляция поведения, нуждается в постоянном контроле.

5 - 6 - общается в целом адекватно, но может дать аффективную вспышку или "завредничать", не соблюдает полностью правила вежливости при приходе и уходе учителя, поведение зависит от отношения к конкретному учителю.

7 - 8 - воспринимает учителя как эталон, вежлив и предупредителен, встречает учителя при его приходе, говорит "спасибо" при прощании.

9 - 10 - относится к любимому учителю как к авторитетному человеку, проявляет истинное уважение - разговаривает уважительно, поздравляет с праздниками, спрашивает совета, прислушивается к его мнению, ссылается на него и т.п.

Умение вести себя в здании школы и на групповых мероприятиях: Условный балл __ (от 1 до 10).

1 - 2 - нуждается в постоянном контроле взрослого, но и при его наличии допускает неадекватные выходки.

3 - 4 - неадекватного поведения нет, но нуждается в постоянном контроле из-за недостатков саморегуляции.

5 - 6 - поведение зависит от настроения, складывающейся ситуации и степени "интересности", в некоторых случаях может быть вполне упорядоченным, в некоторых - "растормаживается".

7 - 8 - поведение в школе в целом соответствует требованиям, но отдельные замечания приходится делать каждый раз.

9 - 10 - поведение практически без замечаний.

Усвоение учебного материала: усваивает соответствующую учебную программу, усваивает частично, не усваивает Условный балл __ (от 1 до 10).

Отношение к учебе: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - полное нежелание ходить в школу и учиться, негативистическое поведение.

3 - 4 - отрицательное отношение к школе, преподавателю и учению, делает задания только из страха наказания.

5 - 6 - отношение равнодушное, воспринимает учебу как необходимость, которой нельзя избежать.

7 - 8 - отношение скорее позитивное, но неравномерное (одно делает, другое - не хочет).

9 - 10 - отношение позитивное, причем именно к содержанию учебного процесса.

Трудовые умения и навыки: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - почти ничего не умеет делать, даже под контролем взрослого не получается.

3 - 4 - может выполнять только элементарные трудовые операции: убрать вещи, полить цветы, вытереть доску, при необходимости что-то вырезать, наклеить и т.п. все делает кое-как, с помощью.

5 - 6 - может работать с ножницами, клеем, складывать ровно бумагу, раскатать тесто, вдеть нитку в иголку, завязать узелок, чисто вымыть столовую посуду, подмести комнату и двор, накрыть на стол, полоть грядку, гладить белье.

7 - 8 - может пришить пуговицу, подшить оторванный край, собрать что-то из отдельных комплектующих, забить гвоздь, вымыть пол, кухонную посуду, вскопать грядку, постирать, погладить одежду, приготовить еду.

9 - 10 - трудовые навыки на уровне взрослого человека.

Отношение к труду: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - нежелание ребенка трудиться, отвращение к домашним обязанностям, деструктивное реагирование на призывы выполнить какую-либо работу, крайняя леность при любых просьбах помочь.

3 - 4 - прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности "улизнуть" от выполнения задания, не получает удовольствия от процесса труда, делает все кое-как.

5 - 6 - отношение к труду зависит от настроения, при его наличии может что-то сделать хорошо.

7 - 8 - отношение к труду и помощи по дому в целом позитивное, но есть вещи, которые никак не хочет делать.

9 - 10 - любит трудиться и испытывает радость от процесса труда, проявляет инициативу, сам ищет, что бы сделать

Социальная приспособленность: Условный балл __ (1 - 10).

1 - 2 - совершенно не приспособлен, нуждается в постоянном контроле, но и при его наличии ведет себя недостаточно адекватно.

3 - 4 - приспособление недостаточно, "ненормальность" бросается в глаза, вызывая соответствующую реакцию окружающих.

5 - 6 - относительно приспосабливается к ситуации - т.е. может поговорить с людьми, соблюдать очередь, при необходимости уступить, поведение упорядочено, "ненормальность" в глаза не бросается, но в то же время выглядит "невоспитанным", поскольку может вести себя не в соответствии с социальными нормами.

7 - 8 - хорошо приспосабливается к ситуации - вовремя помогает, говорит и молчит, когда надо, чувствует настроение окружающих, отслеживает их поведение и подражает ему (например, на ритуальных событиях), может играть в командные и настольные игры, танцевать на дискотеке, что-то рассказать в компании, пошутить, в определенной мере понимает юмор.

9 - 10 - социальная приспособленность взрослого человека - строит поведение так, чтобы получить нужный результат.