3.4. Подготовка и организация профессионального и трудового ориентирования обучающихся 8 - 9 классов с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах
3.4. Подготовка и организация профессионального и трудового
ориентирования обучающихся 8 - 9 классов с инвалидностью
и ОВЗ в инклюзивных школах
Задачно-целевой блок профориентационной работы с подростками:
- психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;
- оказание помощи в определении степени соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
- оказание помощи в оценке психофизических, социальных, социально-экономических факторов, которые препятствуют (или способствуют) овладению подростком показанных видов профессиональной деятельности;
- психолого-педагогическое сопровождение процесса построения учащимся личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории);
- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- формирование знаний о системе организаций профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы;
- знакомство с "азбукой" трудоустройства и основами трудового права;
- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;
- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;
- сформулировать профессиональные рекомендации для выпускников 9 класса школы, оценить адекватность профессиональных планов подростка в целом и реальные возможности осуществления этих планов.
Содержательно-методический базис профориентационной работы в 8 - 9 классах
Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы.
Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, работа с предпрофильным портфолио, тематические конференции и телеконференции).
Информационная работа с семьями, включая составление профессионально-образовательной карты города, района.
Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных трудовых отраслях.
Творческие конкурсы практической направленности.
Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.
Диагностическая работа. Психодиагностические методы профориентации:
- методы изучения интересов, склонностей, профессиональных намерений: анкетирование, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, "Карта интересов" А.Е. Голомштока и ее модификации, методика изучения профессиональных ценностей А.А. Йовайши, опросник профессиональной готовности А.Н. Кабардовой (ОПГ);
- методы изучения способностей: анализ успеваемости, анализ педагогических характеристик, анализ продуктов деятельности (сочинений, изделий и т.п.), методики Равена, Школьный тест умственного развития (ШТУР), методики Д. Векслера, Р. Амтхауера, опросник КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, социометрические опросники, тест на техническое мышление Беннета и др.;
- методы изучения личностных особенностей: опросники Айзенка, Русалова на темперамент; Р. Кеттела; методики Шмишека, Зварыкина, "Тинэйджер" на акцентуацию; типологические методики Д. Голланда, А. Аугустинавичюте, Кейрси; методики Дембо-Рубинштейна, Будасси на самооценку, моторная проба Шварцлангера на уровень притязаний, методика Додонова на эмоциональные ценности и др.
Ознакомление с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация. Система индивидуальных и групповых консультаций.
Трудоустройство подростков на летний период согласно законодательству РФ в контакте с Центром занятости города, договорные отношения с управлением городского хозяйства.
Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ (например, специалистами РГСУ в течение ряда лет для учащихся с ОВЗ были организованы очные и дистанционно-заочные "Школа юного правоведа", "Школа юного журналиста", "Школа юного эколога", "Школа юного математика", "Школа юного информатика", "Школа юного дизайнера", "Школа юного шахматиста", "Школа юного психолога" и др.).
Выпускники 9 класса инклюзивных школ должны
- сущность понятий "профессиональная подготовка", "профессиональная пригодность", "среднее профессиональное образование", "высшее образование", "компенсация способностей", "профессиограмма";
- возможные пути получения профессионального образования;
- возможности рынка образовательных услуг региона;
- сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути;
- особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- составлять личный профессиональный план;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.
У обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в 9 классах инклюзивных школ в процессе профориентационной работы формируется готовность к выбору адекватной профессии как системное новообразование их личности, отражающее их способность к сознательному личностному и профессиональному самоопределению.
Структурно такая готовность подразумевает наличие сформированной информационной, практической (или технологической, и мотивационно-ценностной (или психологической)) готовности.
Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию.
Практическая готовность включает: умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для продолжения образования.
Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает: сформированность адекватной самооценки; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.
Показатели обоснованности выбора профессии учащимися:
- представление о содержании и условиях различных видов трудовой деятельности; о возможных трудностях при достижении поставленной цели;
- знания о требованиях профессии к человеку и своих способностях;
- представление о потребностях общества в специалистах данной профессии и условиях в настоящее время для приобретения опыта в избранной профессии;
- определение путей приобретения профессии, способов преодоления трудностей;
- наличие умений соотнести требования профессии и свои способности;
- стремление к достижению высоких результатов в профессиональной деятельности;
- устойчивое положительное эмоциональное отношение к профессии и к себе как субъекту профессиональной деятельности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
