3.4. Подготовка и организация профессионального и трудового ориентирования обучающихся 8 - 9 классов с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

3.4. Подготовка и организация профессионального и трудового

ориентирования обучающихся 8 - 9 классов с инвалидностью

и ОВЗ в инклюзивных школах

Задачно-целевой блок профориентационной работы с подростками:

- психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;

- оказание помощи в определении степени соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;

- оказание помощи в оценке психофизических, социальных, социально-экономических факторов, которые препятствуют (или способствуют) овладению подростком показанных видов профессиональной деятельности;

- психолого-педагогическое сопровождение процесса построения учащимся личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории);

- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;

- формирование знаний о системе организаций профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы;

- знакомство с "азбукой" трудоустройства и основами трудового права;

- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;

- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;

- сформулировать профессиональные рекомендации для выпускников 9 класса школы, оценить адекватность профессиональных планов подростка в целом и реальные возможности осуществления этих планов.

Содержательно-методический базис профориентационной работы в 8 - 9 классах

Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы.

Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, работа с предпрофильным портфолио, тематические конференции и телеконференции).

Информационная работа с семьями, включая составление профессионально-образовательной карты города, района.

Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных трудовых отраслях.

Творческие конкурсы практической направленности.

Активизация и использование профориентационной направленности (профориентационного потенциала) системы дополнительного образования детей в условиях инклюзивной школы. Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью.

Диагностическая работа. Психодиагностические методы профориентации:

- методы изучения интересов, склонностей, профессиональных намерений: анкетирование, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, "Карта интересов" А.Е. Голомштока и ее модификации, методика изучения профессиональных ценностей А.А. Йовайши, опросник профессиональной готовности А.Н. Кабардовой (ОПГ);

- методы изучения способностей: анализ успеваемости, анализ педагогических характеристик, анализ продуктов деятельности (сочинений, изделий и т.п.), методики Равена, Школьный тест умственного развития (ШТУР), методики Д. Векслера, Р. Амтхауера, опросник КОС В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, социометрические опросники, тест на техническое мышление Беннета и др.;

- методы изучения личностных особенностей: опросники Айзенка, Русалова на темперамент; Р. Кеттела; методики Шмишека, Зварыкина, "Тинэйджер" на акцентуацию; типологические методики Д. Голланда, А. Аугустинавичюте, Кейрси; методики Дембо-Рубинштейна, Будасси на самооценку, моторная проба Шварцлангера на уровень притязаний, методика Додонова на эмоциональные ценности и др.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Название методики

Автор/Источник

Размещены на сайтах

1. Методика "Профессиональная готовность"

Чернявская А.П.

+

2. Анкетирование профнамерений

Резапкина Г.В.

+

3. Методика "Профессьянс"

Пряжников Н.С.

4. Методика "Матрица выбора профессии"

Резапкина Г.В.

5. Анкета самооценки состояния здоровья

Соломин И.Л.

+

6. Анкета "Ориентация"

Соломин И.Л.

+

7. Методика "Карта интересов" по типам профессий

ГЦЗН

8. Методика "Расстановка чисел"

Широкова И.Б.

9. Методики "Образная память", "Пары слов"

Широкова И.Б.

10. Субтесты на структуру интеллекта (3, 6, 7)

Р. Амтхауер

+

11. Опросник на 60 вопросов

Г.Ю. Айзенк

+

12. Опросник на тип акцентуации

Г. Шмишек

+

13. Тест на определение профессионального типа личности

Д. Голланд

+

14. Опросник на тип личности

Д. Кейрси

+

Ознакомление с интернет-порталами, где размещается профориентационная информация. Система индивидуальных и групповых консультаций.

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Задачи

Содержание работы

Формы и средства

Сроки проведения

- Оказание девятиклассникам психолого-педагогической поддержки и создание условий для повышения готовности к профильному и социальному самоопределению

- Помощь подростку сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями;

- Помощь подросткам и родителям достичь взаимопонимания относительно профильных и профессиональных планов;

- Развитие способности к целеполаганию

Индивидуальные и групповые консультации девятиклассников, родителей, учителей

в течение года

- Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения

- Совместное обсуждение различных путей получения выбранной профессии;

- Помощь в рефлексивном анализе соответствия личностных психологических особенностей и требований привлекающей профессии;

- Помощь в преодолении индивидуальных ограничений и рисков;

- Помощь подростку реализовать профессиональный выбор в условиях современной ситуации;

- Помощь в корректировке неоптимальных профессиональных планов

Трудоустройство подростков на летний период согласно законодательству РФ в контакте с Центром занятости города, договорные отношения с управлением городского хозяйства.

РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

Задачи

Содержание работы

Формы и средства

- Развитие навыков и умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории

- Развитие социальной и коммуникативной компетенций девятиклассников

- Тренинг общения;

- Тренинг уверенности в себе

- Обучение приемам стрессоустойчивого поведения, эмоциональной саморегуляции, психологической самопомощи

- Тренинг "Путь к гармонии";

- Тренинг "Гимнастика Мозга"

- Формирование позитивного отношения к собственным возможностям, осознание своей индивидуальности, уверенности в своем будущем профессиональном успехе

- Побуждение подростков к выбору и формирование навыков решения проблем;

- Помощь в преодолении индивидуальных ограничений и рисков;

- Помощь подростку реализовать

профессиональный выбор в условиях современной ситуации

- Активизирующие групповые занятия;

- Индивидуальная программа развития профессионально-важных качеств (ПВК);

- Защита профессиональных проектов

Развитие дистанционных форм профориентационной работы в рамках дополнительного образования детей с ОВЗ (например, специалистами РГСУ в течение ряда лет для учащихся с ОВЗ были организованы очные и дистанционно-заочные "Школа юного правоведа", "Школа юного журналиста", "Школа юного эколога", "Школа юного математика", "Школа юного информатика", "Школа юного дизайнера", "Школа юного шахматиста", "Школа юного психолога" и др.).

Выпускники 9 класса инклюзивных школ должны

знать:

- сущность понятий "профессиональная подготовка", "профессиональная пригодность", "среднее профессиональное образование", "высшее образование", "компенсация способностей", "профессиограмма";

- возможные пути получения профессионального образования;

- возможности рынка образовательных услуг региона;

- сущность процесса проектирования профессионального жизненного пути;

- особенности приема и обучения в организациях профессионального образования; психологические особенности личности; рынок труда;

уметь:

- выявлять свои способности и профессиональные интересы;

- раскрывать психологические особенности своей личности;

- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

- работать с профессиограммами;

- составлять личный профессиональный план;

- ориентироваться в типах и подтипах профессий;

- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

- определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

У обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в 9 классах инклюзивных школ в процессе профориентационной работы формируется готовность к выбору адекватной профессии как системное новообразование их личности, отражающее их способность к сознательному личностному и профессиональному самоопределению.

Структурно такая готовность подразумевает наличие сформированной информационной, практической (или технологической, и мотивационно-ценностной (или психологической)) готовности.

Рисунок 5

Информационная готовность включает информированность школьников: о способах получения желаемого профиля образования; о наличии собственной готовности и способности для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию.

Практическая готовность включает: умение выбрать профиль образования; наличие знаний и умений, необходимых для продолжения образования.

Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной школы предполагает: сформированность адекватной самооценки; наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования.

Показатели обоснованности выбора профессии учащимися:

- представление о содержании и условиях различных видов трудовой деятельности; о возможных трудностях при достижении поставленной цели;

- знания о требованиях профессии к человеку и своих способностях;

- представление о потребностях общества в специалистах данной профессии и условиях в настоящее время для приобретения опыта в избранной профессии;

- определение путей приобретения профессии, способов преодоления трудностей;

- наличие умений соотнести требования профессии и свои способности;

- стремление к достижению высоких результатов в профессиональной деятельности;

- устойчивое положительное эмоциональное отношение к профессии и к себе как субъекту профессиональной деятельности.