Первый этап (2007 - 2010 гг.) - создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения

Первый этап (2007 - 2010 гг.) - создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения, направлен на выявление возможностей улучшить ситуацию, поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.

Цели и результаты 1-го этапа:

- Системно-аналитическое описание проблем и текущего состояния развития чтения в России и корректировка целей и приоритетов последующих этапов;

- Разработка и внедрение эффективных механизмов укрепления инфраструктуры с учетом лучшего российского и мирового опыта;

- Создание организационных предпосылок для успешной реализации Программы и дальнейшего функционирования инфраструктуры чтения на регулярной основе;

- Получение быстрого эффекта там, где это возможно.

Задачи 1-го этапа:

- Дифференцированное изучение состояния инфраструктуры чтения на уровне институтов, регионов, поселений, читательских групп, типов контента и носителей (платформ), а также уточнение целей и механизмов Программы на средне- и долгосрочную перспективу, обобщение существующего позитивного опыта;

- Разработка и реализация пилотных проектов, прошедших через механизм конкурсного отбора, на уровнях показательных (репрезентативных) объектов, включая мониторинг и анализ результатов их реализации;

- Формирование организационных предпосылок для успешной реализации Программы:

Создание системы управления реализацией Программы, включая систему мониторинга и принятия решений;

Мобилизация и объединение наиболее активных и компетентных работников сферы управления и специалистов системы образования, библиотек, книжной индустрии, СМИ и др. вокруг задачи укрепления инфраструктуры чтения в РФ. Подготовка "золотого кадрового резерва" из числа наиболее талантливых студентов и молодых специалистов системы образования, библиотек, книжной отрасли, СМИ и др.;

- Создание научно-методических и информационных предпосылок для успешной реализации Программы, включая ключевые элементы системы информационного обмена;

- Реализация первоочередного пакета мероприятий по укреплению инфраструктуры чтения, требующих неотложного решения, а также комплекса низкозатратных мероприятий с очевидным положительным эффектом.

Отбором пилотных проектов, контролем над их реализацией, анализом результатов, выявлением и определением возможностей распространения позитивных образцов решения проблем, связанных с чтением, должны заниматься сформированные управленческие структуры в Роспечати, Роскультуре, Рособразовании, иных существующих и специально созданных государственных и общественных органах, а также привлеченные ими группы специалистов, выполняющие аналитические и экспертные функции.

Для доработки Программы при Роспечати, Роскультуре и Рособразовании планируется сформировать экспертные советы, в состав которых должны входить:

- специалисты в области социологии (чтения, культуры), социальной психологии и психологии чтения, образования, культурологии, политологии, экономики, права;

- представители общественности (писатели, журналисты, издатели, распространители, компетентные читатели и др.);

- представители заинтересованных министерств и ведомств (экономики, финансов, социального развития, обороны, внутренних дел и др.).

До момента формирования оптимального механизма управления Программой функции управления возлагаются на Управляющий Совет из представителей Роспечати и РКС, при котором формируется экспертный совет.