СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления усилий и мероприятия программы дифференцируются по типам:

- регионов: (продвинутые; имеющие зоны роста; имеющие точки роста; депрессивные);

- поселений (мегаполис, крупный город, средний город, малый город, село);

- институтов (библиотеки, система образования, книжная индустрия, индустрия производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т.п.), системы: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения, научно-методического решения проблем чтения);

- читательских групп (знатоки, любители, проявляющие интерес, читающие от случая к случаю, не читающие; дети и юношество, иммигранты, интеллектуальная элита и др.);

- контента (образовательный, просветительский, развлекательный);

- средств распространения информации (книги, газеты, журналы, документы на бумажных и электронных носителях).

Для реализации целей и задач Программы используется следующая совокупность универсальных и специальных методов и средств:

Универсальные:

- диагностика состояния инфраструктуры чтения, под которой понимается: совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сервисов; наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними;

- пилотные проекты (социальный эксперимент), предполагающие целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отобранных так, чтобы наиболее полно представлять каждое из ранее выделенных дифференциальных направлений;

- мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации программы;

- оценка социальной и экономической эффективности реализации программы;

- укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их соответствия современной социальной необходимости в российском обществе.

Специальные:

1. В отношении читателей:

- изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетентности различных социокультурных групп и слоев;

- типичные виды работы с адресными группами читателей на базе образовательных учреждений, библиотек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.

2. В отношении институтов инфраструктуры чтения:

- разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей;

- изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской компетентности и информационной компетентности личности;

- разработка специальных проектов и программ для образовательных и просветительских учреждений, ориентированных на повышение уровня читательской активности (школ, колледжей, библиотек, литературных музеев и т.д.);

- выявление успешных образцов работы с читателями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения;

- организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной литературы;

- создание, поддержка и продвижение массовых периодических изданий (типа "круг чтения", "литературные новинки" и т.п.);

- создание на радио, телевидении и в печатных СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных проблемам чтения;

- использование возможностей Интернета для популяризации чтения.

3. В отношении разработки и корректировки национальной Программы:

- конкурсы на наиболее продуктивные идеи по активизации чтения;

- конкурсы на самые эффективные образцы реализации национальной Программы;

- мониторинг, выявление и распространение эталонных образцов решения программных задач по каждому из выделенных направлений;

- поощрение лучших исполнителей программ.

4. В отношении тех, кто должен нести ответственность за активизацию чтения:

- переподготовка и совершенствование системы повышения квалификации воспитателей детских учреждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек;

- подготовка и повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин не только в гуманитарных и социальных, но и в технических и естественно-научных вузах и на соответствующих факультетах;

- организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей;

- работа с региональными и муниципальными администрациями, в первую очередь с органами образования и культуры, направленная на расширение и повышение качества образовательных и культурно-просветительских программ, связанных с чтением.

5. В отношении направлений и форм популяризации чтения:

- повышение престижа чтения с использованием СМИ (TV, радио, печатная пресса, Интернет, реклама);

- наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наглядная (внутри учреждений) агитация (плакаты, листовки, закладки, посвященные чтению и книгам);

- широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий;

- создание механизмов оперативного реагирования на изменение ситуации в области чтения;

- проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения, литературные праздники и т.д.).