Неперспективные рынки сбыта российской продукции железнодорожного машиностроения

Неперспективные рынки сбыта российской продукции

железнодорожного машиностроения

Для выхода на рынок Северной Америки требуется сертификация продукции по требованиям стандартов Ассоциации американских железных дорог, стандартная железнодорожная колея 1435 миллиметров. Негативное отношение к российским производителям с точки зрения политических аспектов. Действует режим санкций между странами. Присутствуют внутренние финансовые ресурсы.

Соединенные Штаты Америки являются мировым лидером в тепловозостроении и отрасли грузового вагоностроения. Предъявляются высокие требования к качеству продукции, обязательна сертификация.

В Австралии отмечается наличие производственных мощностей по производству продукции железнодорожного машиностроения. Наряду с этим отсутствуют требования по локализации производства иностранных компаний, конкуренция на рынке находится на среднем уровне. Необходимо прохождение сертификации продукции по стандартам Ассоциации американских железных дорог. Присутствуют внутренние финансовые ресурсы, приобретение подвижного состава осуществляется без финансирования покупателя. Отличительной особенностью является преобладание колеи 1435 миллиметров и особых схем работы железных дорог с наличием сверхтяжеловесного движения, для обеспечения которого к грузовым вагонам предъявляются уникальные требования.

Рынок Западной Европы характеризуется высокой конкуренцией со стороны внутренних производителей железнодорожной техники, являющихся мировыми лидерами в области электровозостроения. Несмотря на низкие таможенные пошлины, внешние поставщики практически не представлены, применяется целый комплекс мер по защите внутреннего рынка. Обязательна сертификация соответствия нормам и требованиям стандартов Европейского Союза, а также сертификация по требованию заказчика. Преобладает стандартная колея 1435 миллиметров, что требует разработки специализированного продукта.

Преимуществом российских производителей при выходе на европейский рынок является наличие исторических контрактов по поставкам железнодорожной техники, благоприятной политической обстановки, развитие технического уровня продукции железнодорожного машиностроения.

Рынок Восточной Азии характеризуется многообразием стандартов колеи 1000, 1067 и 1435 миллиметров, что само по себе требует многообразия решений. На этом рынке присутствуют внутренние и европейские производители, крупнейшие в мире, однако отсутствуют регламентированные требования по локализации производства продукции железнодорожного машиностроения. В то же время действуют высокие ввозные пошлины на импортируемые товары. Также стоит отметить высокий ценовой демпинг со стороны местных производителей.

Рынок Китая, Японии и Кореи интересен производителям путевой техники и диагностической аппаратуры в силу уникальности производимой продукции.

В Китае располагается один из крупнейших производителей железнодорожной техники, который экспортирует продукцию железнодорожного машиностроения практически во все страны мира. Выход на этот рынок затруднителен в силу наличия собственных производственных мощностей и ряда финансовых проблем, связанных с неконкурентоспособностью российского предложения и широкого спектра мер финансовой государственной поддержки китайских производителей.

Однако рынок диагностической и путевой техники имеет перспективные ниши для российских производителей.

Для поставки отдельных групп товаров перспективными рынками являются:

для поставки локомотивов - Алжир, Аргентина, Африка, Балканы, Босния и Герцеговина, Европа, Египет, Индия, Ближний Восток, Иран, Куба, Пакистан, Тунис;

для поставки грузовых вагонов и вагонокомплектов - Казахстан, Азербайджан, Гвинея, Куба, Иран, Европа, Северная Африка, Южная Африка, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Австралия, Северная Америка, Южная Америка;

для поставки пассажирских вагонов и моторовагонных подвижных составов - Страны Африки и Ближнего Востока, в том числе Египет, Иран, Сирия;

для поставки городского транспорта - Содружество Независимых Государств, Азия, Восточная Европа, страны Африки и Южная Америки;

для поставки путевой техники и диагностического оборудования - Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Страны Африки, Сербия, Хорватия, Черногория, Босния и Герцеговина, страны Западной Европы, страны Содружества Независимых Государств.

Для эффективного выхода российской продукции железнодорожного машиностроения на международные рынки целесообразно действовать по следующему алгоритму (в каждом конкретном случае алгоритм может быть скорректирован в зависимости от местных условий):

системная работа по созданию положительного имиджа российской продукции железнодорожного машиностроения;

мониторинг потребностей внешних рынков в продукции и услугах железнодорожного машиностроения;

определение барьеров выхода (административных, экономических и прочих) на целевой рынок;

разработка конкурентоспособного продукта производителями;

определение механизмов выхода на целевой рынок, в том числе финансовые и страховые механизмы, а также дипломатические методы;

совместная деятельность торговых представительств и производителей за рубежом по выработке программы по снятию барьеров выхода на целевой рынок и последующей ее реализации;

адаптация (при необходимости) и поставка продукции железнодорожного машиностроения на целевой рынок;

сервисное обслуживание в течение всего срока службы продукции железнодорожного машиностроения.

Для развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения в Российской Федерации необходимо уделять внимание следующим направлениям деятельности:

реализация комплексных проектов с максимальной степенью готовности;

предоставление сервисных услуг по ремонту и модернизации подвижного состава.

Реализация комплексных проектов с максимальной степенью готовности включает в себя реализацию инфраструктурных проектов по строительству железнодорожной инфраструктуры российскими компаниями, которые привлекают российских производителей подвижного состава. В результате российские компании формируют спрос на продукцию железнодорожного машиностроения. Реализация комплексных проектов с максимальной степенью готовности является одним из основных трендов развития мирового машиностроения.

Поставки продукции железнодорожного машиностроения через предоставление сервисных услуг по ремонту и модернизации подвижного состава позволяют повышать имидж российских производителей и формируют стабильный спрос на российскую продукцию железнодорожного машиностроения.

Для исключения внутренней конкуренции на внешних рынках необходимо реализовать функцию единого центра экспортных поставок. Для успешного освоения внешних рынков необходимо выходить с консолидированной позицией по предложению продукции железнодорожного машиностроения для конкретного рынка.