2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО

2.2. Необходимость обеспечения актуальных и перспективных

потребностей в педагогических кадрах территориальной

системы СПО

Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;

актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;

численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);

исключения "внутреннего совместительства" в объемах, отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;

соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки. При их определении необходимо учитывать как региональные особенности, так и актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и федеральных государственных образовательных стандартах СПО, а также перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. Прежде всего, речь идет о следующих тенденциях:

"сращивание" деятельности, а следовательно и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;

переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;

переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;

рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися: способности проектировать образовательные программы "от результата", строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;

актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов:

появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;

решением задач разработки и обновления федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;

развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена и т.д.

При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций. Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки "Педагогическое образование" при обучении на базе "профильного" высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации:

методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО);

методист профессиональной образовательной организации;

преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения.

Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и "близости" осваиваемых квалификаций.