Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Методические рекомендации по разработке плана повышения защищенности критически важного объекта

Последовательность заполнения плана:

Заполняется заголовок: наименование объекта и эксплуатирующей его организации.

В 1-м разделе плана ("Общая характеристика критически важного объекта") определяются цель, задачи, сроки реализации плана, оценка его опасности по ЧС различного характера.

Оценка объекта включает:

производственно-техническую характеристику, определяющую критическую важность объекта;

последствия при различного вида ЧС, в т.ч. при террористических проявлениях с указанием границ зон ЧС;

количество населения, которое попадает в зону ЧС, непосредственно проживающее вблизи объекта;

количество населения, для которого нарушается жизнедеятельность от воздействия вторичных факторов;

количество населения и объектов экономики, которые недополучат продукцию;

возможный ущерб для объекта, а также района (субъекта Российской Федерации и т.д.);

социально-экономические последствия при различных видах ЧС.

Понятие защищенности объекта трактуется как условие выполнения представляемых в форме 1 мероприятий, при выполнении которых повышается защищенность объекта.

В форму 1 вносятся мероприятия, реализация которых, по мнению разработчиков Плана, обеспечит максимально возможную защищенность объекта от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

Примерный перечень таких мероприятий:

1. Инженерно-технические мероприятия.

1.1. Перенос деятельности критически важного объекта в безопасный район (новое место).

1.2. Строительство защитных и инженерно-технических сооружений.

1.3. Модернизация и обновление основных производственных фондов.

1.4. Выполнение планово-предупредительных ремонтов.

1.5. Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства.

1.6. Организация и сооружение объездных путей.

1.7. Перевод производства на более безопасное сырье.

1.8. Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных.

1.9. Другие инженерно-технические мероприятия повышения защищенности критически важного объекта.

2. Мероприятия по совершенствованию системы технической и физической защищенности критически важных объектов

2.1. Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом.

2.2. Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей.

2.3. Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия.

3. Ресурсное обеспечение защищенности.

3.1. Создание финансовых и материально-технических резервов.

3.2. Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других МТС (в т.ч. в соседних субъектах и муниципальных образованиях).

3.3. Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты.

3.4. Приобретение специального аварийно-спасательного, пожарно-технического и др. оборудования, снаряжения и др.

3.5. Приобретение техники, оборудования и имущества для обеспечения длительной автономной работы.

4. Подготовка системы информации и управления.

4.1. Подготовка локальной системы оповещения на критически важном объекте.

4.2. Содержание (хранение) и приобретение оборудования и средств связи.

4.3. Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления.

4.4. Подготовка аппарата управления к действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС, в том числе и при совершении диверсионно-террористических актов.

4.5. Создание системы мониторинга критически важного объекта.

5. Подготовка в области защиты от ЧС работников объекта.

6. Организационные мероприятия.

6.1. Совершенствование физической защиты (охраны) критически важных объектов.

6.2. Повышение готовности и увеличение численности пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований.

7. Мероприятия по защите населения и территории вблизи объекта.

8. Другие мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта.

При составлении плана определяется, какие мероприятия подходят для данного объекта, какими мероприятиями перечень нужно дополнить.

Для каждого мероприятия указывается объем (финансовых) средств в тыс. руб., необходимых для завершения мероприятия (в т.ч. на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение материально-технических ресурсов).

В процентах указывается степень завершенности мероприятия на начало планируемого периода. Если мероприятие было выполнено ранее, указывается 100%. Если мероприятие полностью не завершено, то в последней графе следует указать, к чему может привести незавершенность данного мероприятия.

После заполнения формы 1 в разделе 2 плана проводится оценка защищенности объекта в процентах, при условии выполнения в полном объеме всех внесенных в форму мероприятий. При отсутствии соответствующих методик она определяется экспертным путем.

Определение уровня защищенности критически важного объекта может быть проведено на основании Методики оценки защищенности критически важного объекта, разработанной специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и приведенной в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

При установлении оценки защищенности следует учитывать факторы, указанные в перечне раздела 2.

В разделе 3 представляются непосредственно мероприятия, планируемые к реализации, требующие финансовых затрат. Они представляются по форме 2.

В форму 2 заносятся мероприятия из формы 1 или более дифференцированные мероприятия, направленные на реализацию мероприятий, представленных в форме 1.

Для каждого мероприятия, внесенного в форму 2, указываются:

срок начала и окончания его реализации в планируемом периоде;

планируемый объем выполняемых работ в тыс. руб., в том числе СМР и приобретение материально-технических средств;

объем финансирования с указанием собственных, привлекаемых и недостающих средств, в тыс. руб.

После внесения мероприятий в форму 2 снова предлагается оценить уровень защищенности объекта в результате реализации планируемых мероприятий аналогичным образом, как это делалось по заполнению формы 1. Создаваемую группировку сил и средств для выполнения мероприятий по повышению защищенности, наращивание усилий при угрозе ЧС и ликвидации последствий по видам ЧС, в т.ч. при террористических проявлениях. Физическую защищенность - условия охраны (обороны) объекта, привлечение других организаций для охраны объекта, их наращивание при угрозе ЧС, организация охраны при возникновении ЧС (вневедомственная охрана, частные охранные предприятия, подразделения МВД России, Минобороны России и т.д.).

В разделе 4 плана определяются должностные лица и организации, ответственные за реализацию предложенных в форме 2 мероприятий, выделяемые силы и средства собственно объекта и сторонних организаций.

В разделе 5 плана указываются источники финансирования мероприятий, внесенных в форму 2. При назначении объемов финансирования должен производиться их расчет с учетом фактической стоимости реализации мероприятий, а также потенциальной опасности объекта в случае ЧС.

В разделе 6 раскрываются вопросы взаимодействия с заинтересованными объектами экономики (использующих продукцию, выделяющих силы и средства для повышения защищенности в повседневной деятельности, при угрозе ЧС, при возникновении ЧС различного характера), с органами управления федеральных органов исполнительной власти, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. по линии оперативных дежурных служб, выполняемых при этом мероприятий.

Раздел 7 плана посвящен системе контроля за исполнением плана. Раскрываются вопросы организации оповещения населения, взаимодействующих объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок передачи информации. Определяется порядок организации связи (используемые средства связи, резерв средств связи, дублирующие каналы связи и т.д.), в т.ч. ретрансляторы по видам ЧС при угрозе и возникновении ЧС между пунктами управления, оперативными группами, силами и средствами и т.д. Пункты управления, оперативные группы, их перемещение, использование мобильных (подвижных) пунктов управления, создание дублирующих, их места при угрозе и возникновении ЧС. Порядок организации контроля и отчетности и т.п. Здесь требуется отразить отчеты исполнителей мероприятий, должностных лиц перед вышестоящим органом исполнительной власти о ходе выполнения плана повышения защищенности объекта, результате контрольных проверок, ежеквартальные проверки КЧС и ОПБ выполнения мероприятий по повышению защищенности объекта, проверки ответственными лицами готовности сил и средств, создание рабочей группы контроля и порядок проверки выполнения мероприятий.

В план повышения защищенности критически важного объекта включаются четыре приложения:

Приложение 1. Карта возможной обстановки (план, схема объекта), на которую заносятся: роза ветров по временам года, граница зон возможных ЧС, пункты управления свои и взаимодействующих структур (органов управления), районы сосредоточения сил и средств, маршруты их выдвижения, предварительные задачи, условия охраны (обороны) в повседневной жизни и при угрозе возможных ЧС, при терактах.

Карта подписывается руководителем объекта.

Приложение 2. Схема организации связи. На ней отражаются вопросы организации связи между силами, пунктами управления, оперативными группами критически важного объекта, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, взаимодействие между объектами и т.д.

Приложение 3. Схема организации управления. На ней отражается порядок организации управления при выполнении мероприятий по повышению защищенности, включая пункты управления - дублеры, запасные, подвижные, взаимодействующих органов управления, привлекаемых сил и средств.

Приложение 4. Состав группировки сил и средств в форме таблицы:

N п/п

Наименование АСФ

Кол-во чел.

Кол-во техники по видам, ед.

Оборудование к технике

Способ оповещения (вызова)

Время готовности, прибытия "Ч"+___

Адрес

Руководитель

Ф.И.О.

телефон

Примечание

При наводнении

Резерв сил и средств

При землетрясении

При пожарах

При терактах

т.д.