Утверждены

приказом

Минэкономразвития России

от 15 февраля 2016 г. N 68

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ, КОРРЕКТИРОВКЕ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА

И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОТОРЫХ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минэкономразвития России от 28.01.2019 N 30,

от 07.10.2021 N 614)

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях обеспечения единого подхода к разработке, корректировке, осуществлению мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - Планы деятельности).

2. Термины и понятия используются в настоящих Методических рекомендациях в соответствии с их значениями, определенными Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3378), и Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 254) (далее - Правила).

План деятельности разрабатывается федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

План деятельности федерального министерства включает в себя Планы деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении.

3. План деятельности, как правило, содержит:

- титульный лист;

- текстовую часть;

- план-график мероприятий по реализации документов стратегического планирования (далее - План-график).

4. На титульном листе рекомендуется указывать следующие сведения:

- наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию Плана деятельности;

- период, на который составлен План деятельности;

- дату утверждения Плана деятельности;

- дату размещения Плана деятельности в федеральной информационной системе стратегического планирования;

- иные сведения по решению руководителя федерального органа исполнительной власти.

Титульный лист подписывает руководитель федерального органа исполнительной власти.

5. Объем текстовой части целесообразно ограничить восемью страницами.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 07.10.2021 N 614)

(см. текст в предыдущей редакции)

В текстовую часть включаются следующие разделы, которые могут быть составлены в табличной форме:

а) информация о содержании и основных направлениях государственной политики в сфере ведения федерального органа исполнительной власти.

В данном разделе рекомендуется описать функции федерального органа исполнительной власти в области государственного управления, а также указать отдельные полномочия, закрепленные за подведомственными ему федеральными органами исполнительной власти;

б) сведения о целях и задачах деятельности федерального органа исполнительной власти в рамках реализации государственной политики в закрепленной сфере ведения в планируемый период (в количественных показателях и качественных характеристиках).

Рекомендуется соотнести цели деятельности и задачи федерального органа исполнительной власти с приоритетами и целями социально-экономического развития в сфере ведения федерального органа исполнительной власти, определенными в документах стратегического планирования. При этом в Плане деятельности указываются только те цели, которые будут достигнуты в полном объеме в результате работы федерального органа исполнительной власти за период реализации Плана деятельности.

В Плане деятельности могут быть указаны цели деятельности и задачи федерального органа исполнительной власти, определенные решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не отраженные в документах стратегического планирования.

Цель, как правило, должна обладать следующими признаками:

конкретность (исключающая размытые формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование и не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);

измеримость (допускающая проверку достижения цели посредством контроля выполнения определенных показателей (индикаторов));

достижимость и привязка ко времени (цель должна быть достижима в период реализации Плана деятельности с учетом сил и средств, которыми располагает федеральный орган исполнительной власти для реализации документов стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных Планом деятельности);

актуальность и значимость (необходимость достижения цели признана, цель соответствует документам стратегического планирования);

релевантность (цель должна соответствовать полномочиям федерального органа исполнительной власти).

Достижение целей деятельности и значений целевых показателей, указанных в Плане деятельности, обеспечивается за счет выполнения мероприятий Плана деятельности;

в) публичная декларация целей и задач на очередной год с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Публичная декларация является разделом, который содержит характеристику целей деятельности и задач федерального органа исполнительной власти в области социально-экономического развития на очередной год, соответствующих признакам, указанным в подпункте "б" пункта 5 настоящих Методических рекомендаций, в объеме, необходимом и достаточном для выполнения экспертным сообществом оценки соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти стратегическому целеполаганию Российской Федерации и контроля со стороны гражданского общества за эффективностью и достижением целей по итогам календарного года.

В данном разделе рекомендуется включить не более семи целей за весь период реализации Плана деятельности, каждая из которых может содержать измеримые целевые показатели, приведенные на очередной год.

Помимо целей деятельности и задач в данном разделе целесообразно указывать мероприятия, направленные на достижение целей и выполнение задач.

Публичная декларация ежегодно обновляется и размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

г) перечень документов стратегического планирования, по которым федеральный орган исполнительной власти является ответственным исполнителем или соисполнителем, с указанием ожидаемых результатов деятельности федерального органа исполнительной власти в планируемый период по их реализации.

В данном разделе рекомендуется отразить перечень документов стратегического планирования, определяющих цели, задачи и направления социально-экономического развития, на достижение которых направлены мероприятия Плана-графика;

д) краткая характеристика сил и средств, которыми располагает федеральный орган исполнительной власти для реализации документов стратегического планирования.

В этом разделе рекомендуется указывать исполнителей и соисполнителей (подведомственные федеральные органы исполнительной власти, учреждения, привлекаемые организации и т.д.) и ресурсы, в том числе источники финансирования (государственные программы, федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа и др.), за счет использования которых будут достигнуты поставленные цели и решены задачи;

е) информацию о разработке новых и корректировке действующих документов стратегического планирования в планируемый период и их обоснования.

В случае если в установленной сфере деятельности федерального органа исполнительной власти имеются направления, цели, а также приоритеты социально-экономического развития, не отраженные в документах стратегического планирования, то в данном разделе указываются предложения по корректировке действующих или разработке новых документов стратегического планирования с соответствующими обоснованиями;

ж) сведения о долгосрочных программах развития организаций с участием Российской Федерации, их инвестиционной деятельности и инвестиционных программах субъектов электроэнергетики.

В данном разделе рекомендуется отразить перечень долгосрочных программ развития организаций с участием Российской Федерации, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти (а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства) в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет функции по рассмотрению, согласованию, утверждению, мониторингу либо контролю реализации (далее - перечень). В состав перечня включаются утвержденные долгосрочные программы развития:

федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти (а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет функции и полномочия собственника имущества;

акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью с участием в капитале Российской Федерации, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти (а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет функции и полномочия акционера, учредителя;

акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью с участием в капитале Российской Федерации, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти, ответственный за формирование государственной политики и реализацию функций нормативно-правового регулирования в соответствующей отрасли экономической деятельности (а также подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства), формально не осуществляет функции и полномочия акционера, учредителя, но представляющих свои долгосрочные программы развития в соответствующий федеральный орган исполнительной власти;

иных юридических лиц, в том числе федеральных государственных учреждений и некоммерческих организаций, образованных Российской Федерацией, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя, либо представляющих свои долгосрочные программы развития в федеральный орган исполнительной власти, формально не осуществляющий указанных функций, но ответственный за формирование государственной политики и реализацию функций нормативно-правового регулирования в соответствующей отрасли экономической деятельности.

В состав перечня включаются долгосрочные программы развития также тех юридических лиц, которые представляют в федеральный орган исполнительной власти отчетную информацию о ходе и (или) итогах реализации своих программ.

Уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, утверждающему инвестиционные программы субъектов электроэнергетики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, рекомендуется также отражать в данном разделе перечень утверждаемых им инвестиционных программ (в том числе совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом").

В перечне указывается наименование документа, сроки его реализации и наименование организации с участием Российской Федерации, наименование субъекта электроэнергетики, реализующего соответствующий документ. Если в перечне содержатся документы, отнесенные к компетенции подведомственных федеральному органу исполнительной власти федеральных служб и (или) федеральных агентств, рекомендуется формировать перечень с разбивкой по таким службам, агентствам.

Если на момент формирования текстовой части Плана деятельности перечисленными выше лицами разрабатываются проекты долгосрочных программ развития, инвестиционных программ, которые не утверждены, сведения о таких проектах также включаются в перечень. В случае дальнейшего утверждения документов в редакции, отличной от редакции, указанной в Плане деятельности, в План деятельности в 10-дневный срок вносятся соответствующие корректировки.

Если на момент формирования текстовой части Плана деятельности перечисленными выше лицами проекты долгосрочных программ развития, инвестиционных программ не разрабатываются, но в случае их разработки они будут по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, направлены в федеральный орган исполнительной власти, в состав перечня включаются сведения о таких юридических лицах.

Также в данном разделе рекомендуется указывать сведения об общих объемах и направлениях инвестирования средств лицами, долгосрочные программы развития, инвестиционные программы которых (либо их проекты) вошли в указанные выше перечни. При этом такие сведения основываются на данных о планируемых объемах и направлениях инвестиций, указанных в соответствующих долгосрочных программах развития, инвестиционных программах (их проектах).

Сведения об общих объемах инвестирования средств указанными лицами рекомендуется отражать в целом в отношении всех долгосрочных программ развития, инвестиционных программ, включенных в перечни. Федеральный орган исполнительной власти вправе дополнительно выделить сведения об объемах инвестирования средств в рамках одной либо нескольких долгосрочных программ развития, инвестиционных программ.

Наравне со сведениями об общих объемах инвестирования средств лицами, долгосрочные программы развития, инвестиционные программы которых (либо их проекты) вошли в указанные выше перечни, рекомендуется указать сведения об объемах инвестиций, которые не обеспечены финансированием за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не будут учтены в составе регулируемых государством цен (тарифов) и которые предполагается обеспечить за счет содействия федерального органа исполнительной власти в привлечения независимых инвестиций (далее - объемы независимых инвестиций). При этом объемы независимых инвестиций могут привлекаться путем заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о защите и поощрении капиталовложений при содействии федерального органа исполнительной власти, а также путем использования федеральным органом исполнительной власти иных инструментов привлечения объемов независимых инвестиций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сведения об объемах инвестирования средств и объемах независимых инвестиций рекомендуется указывать как в целом, так и по годам реализации Плана деятельности.

Сведения об объемах инвестирования средств и объемах независимых инвестиций рекомендуется указывать приблизительно, с точностью до миллиарда рублей, если объемы инвестирования исчисляются триллионами рублей, до сотен миллионов рублей, если объемы инвестирования исчисляются миллиардами рублей, и до десятков миллионов рублей, если объемы инвестирования исчисляются миллионами рублей.

Сведения об объемах инвестирования средств и объемах независимых инвестиций указываются с разбивкой по выделенным федеральным органом исполнительной власти направлениям инвестирования. Направления инвестирования средств указываются обобщенно и могут содержать как указания на виды инвестирования (новое строительство, реконструкция и модернизация, вложения в финансовые инструменты), так и указания на мероприятия отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также указания на иные направления инвестирования, значимые с точки зрения деятельности федерального органа исполнительной власти.

Сведения об объемах и направлениях инвестирования средств и объемах независимых инвестиций указываются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, в том числе в обезличенном формате, если это необходимо в целях сохранения конфиденциальной информации.

(пп. "ж" введен Приказом Минэкономразвития России от 07.10.2021 N 614)

6. План-график составляется на очередной год и плановый период в табличной форме согласно рекомендуемому образцу, приведенному в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Структура Плана-графика, как правило, должна отражать цели деятельности, направления (блоки мероприятий), мероприятия, этапы, сроки их реализации, индикаторы деятельности федерального органа исполнительной власти и их плановые значения (по годам реализации Планов деятельности), информацию об исполнителях и соисполнителях, отвечающих за реализацию соответствующих документов стратегического планирования (на уровне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти) и мероприятий (на уровне директоров профильных департаментов), ожидаемые результаты реализации мероприятий (промежуточные и окончательные) по годам их выполнения.

План-график целесообразно структурировать по направлениям (блокам мероприятий) в соответствии с целями, приведенными в текстовой части Плана деятельности.

Основным принципом при формировании направления (блока мероприятий) является конкретизация мер государственной политики в рамках конкретного направления с точки зрения реализации документов стратегического планирования. Направление (блок мероприятий) может содержать перечень мероприятий, обеспечивающих достижение ожидаемого результата от их реализации, с минимальной детализацией.

По каждому направлению рекомендуется установить свои индикаторы направления (блока мероприятий), которые формируются на основе документов стратегического планирования.

В составе Плана-графика рекомендуется выделять одно отдельное направление (блок мероприятий), в составе которого будут отражаться мероприятия по привлечению федеральным органом исполнительной власти объемов независимых инвестиций для целей финансирования долгосрочных программ развития, инвестиционных программ, включенных в соответствующие перечни в составе текстовой части Плана деятельности, по достижению показателей эффективности инвестиций, предусмотренных такими долгосрочными программами развития, инвестиционными программами, и иных плановых индикаторов деятельности федерального органа исполнительной власти, предусмотренных пунктом 9(1) Правил.

(абзац введен Приказом Минэкономразвития России от 07.10.2021 N 614)

7. При корректировке Плана деятельности учитываются положения ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также при необходимости положения иных документов стратегического планирования, утвержденных долгосрочных программ развития организаций с участием Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 07.10.2021 N 614)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Эффективность деятельности федерального органа исполнительной власти в части достижения целей социально-экономического развития определяется путем мониторинга и контроля достижения целевых показателей и индикаторов направлений (блоков мероприятий).

9. Мониторинг реализации Планов деятельности проводится на ежегодной основе.

10. Текущий мониторинг и оценку результатов выполнения мероприятий Плана деятельности осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти в рамках системы ведомственного контроля исполнения поручений.

11. В целях проведения мониторинга реализации Планов деятельности федеральные органы исполнительной власти по итогам предшествующего календарного года формируют доклады о ходе реализации Планов деятельности за отчетный период, которые содержат текстовую часть, соответствующую требованиям пункта 17 Правил, а также сведения о реализации Плана-графика за отчетный период согласно рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) и в срок до 1 марта текущего года направляют их в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

12. В целях осуществления контроля реализации Планов деятельности Министерство экономического развития Российской Федерации на основании докладов, сформированных в соответствии с пунктом 11 настоящих Методических рекомендаций, в срок до 30 марта текущего года представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Планов деятельности за отчетный год.