II. Состояние инфраструктуры ИКТ таможенных органов

Информационно-коммуникационная инфраструктура ИКТ таможенных органов (далее - инфраструктура ИКТ таможенных органов) представляет собой совокупность средств вычислительной техники с установленными ИПС, средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, объединенных линиями связи и каналами передачи данных, систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем поддержания температурно-влажностного режима, систем пожаротушения, комплексных систем безопасности, которые обеспечивают реализацию функций, возложенных на таможенные органы в сфере таможенного дела.

Инфраструктура ИКТ таможенных органов должна обеспечивать выполнение задач, поставленных перед таможенными органами в условиях постоянно изменяющегося права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, и охватывать уровни:

центрального аппарата ФТС России;

региональных таможенных управлений (РТУ) и специализированных РТУ;

таможен, подчиненных РТУ;

таможен, непосредственно подчиненных ФТС России;

таможенных постов;

учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

Информационно-технические подразделения таможенных органов отвечают за работоспособность средств вычислительной техники с установленными ИПС, средств и систем информационной безопасности, средств коммутации, управления и передачи информации, за функционирование комплексных систем безопасности, линий связи и каналов передачи данных. Ответственность за обеспечение стабильной работы систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем поддержания температурно-влажностного режима систем пожаротушения возложена на тыловые подразделения таможенных органов.

Краткая характеристика использования ИКТ в деятельности таможенных органов, их функциональная направленность и техническая реализация приведены в приложении N 2 к ОНР-2030.

В настоящее время актуальными проблемами в обеспечении деятельности таможенных органов, связанными с использованием ИКТ, являются:

необходимость развития информационного взаимодействия между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза;

значительное количество СВТ, находящихся в эксплуатации более 2-х сроков полезного использования (более 6 лет);

невысокая динамика сокращения количества и продолжительности нештатных ситуаций (далее - НШС) в функционировании Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО);

недостаточное финансирование мероприятий, направленных на развитие и поддержание существующей инфраструктуры ИКТ таможенных органов и обеспечение реализации новых задач, возложенных на ФТС России;

недостаточные условия для информационного взаимодействия с государственными информационными системами и информационными ресурсами;

зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических средств и общесистемных программных средств зарубежного производства;

увеличение угроз несанкционированного доступа в ЕАИС ТО со стороны глобального информационного пространства;

необходимость сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения качества совершения таможенных операций;

низкий уровень унификации программно-технических комплексов инфраструктуры ИКТ таможенных органов;

необходимость резервирования и дублирования узловых звеньев в иерархической структуре ЕАИС ТО и оптимизация архитектуры главного центра обработки данных (далее - ЦОД);

недостаточное использование при совершении таможенных операций инноваций в области информационных технологий.