Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588), в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст. 657).

КонсультантПлюс: примечание.

Указ Президента РФ от 18.02.1993 N 234 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 14.01.2002 N 20.

2. Инструкция устанавливает порядок согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, а также требования по обеспечению охраны недр, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных разработок на окружающую среду при их составлении.

3. Требования Инструкции являются обязательными для территориальных органов Госгортехнадзора России, для всех организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

4. В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

5. Под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) в настоящей Инструкции понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого - разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

6. Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.

7. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" платежи за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере, включая все фактические потери полезных ископаемых, допущенные за период работы без наличия согласованных с территориальными органами Госгортехнадзора России годовых планов. В случае задержки в согласовании годовых планов по вопросам, не связанным с нормированием потерь, или не по вине пользователя недр, допускается отдельное согласование нормативов потерь.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ Раздел V "Платежи при пользовании недрами" Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 изложен в новой редакции.

8. Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ), Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых (ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ЦКР) и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений (ТКР) Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России), научных и проектных организаций.

9. В соответствии с приложением 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов.

10. В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В соответствии со статьей 13 экспертизе промышленной безопасности подлежат проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Годовые планы в случаях, когда проекты устарели, не скорректированы в соответствии с фактическими условиями разработки месторождений и не обеспечивают безопасный и рациональный порядок отработки запасов, не содержат технических решений по охране подрабатываемых зданий, сооружений и природных объектов, подземных сооружений и горных выработок, согласовываются при наличии положительного заключения экспертизы охраны недр и промышленной безопасности.

11. Согласование годовых планов не допускается при отсутствии предусмотренного статьей 24 Закона Российской Федерации "О недрах" комплекса геологических и маркшейдерских работ, невыполнении существенных условий лицензий на пользование недрами, при отсутствии лицензий органов Госгортехнадзора России на эксплуатацию горных производств и объектов, на производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.

12. Годовые планы в соответствии с техническим заданием пользователя недр, согласованным с органами Госгортехнадзора России, могут разрабатываться иной организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств, а в случаях добычи общераспространенных полезных ископаемых с объемом добычи горной массы менее 50 тыс. м3/год без производства взрывных работ - организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ.