Учет и анализ авиационных инцидентов

95. Контроль за выявлением авиационных инцидентов, полнотой, объективностью их расследования и учета осуществляют старшие авиационные (вышестоящие) начальники.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

96. Обо всех авиационных инцидентах по окончании полетов докладывается оперативными дежурными устно по линии вышестоящих центров (пунктов) управления структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - в центр (на пункт) управления авиационного объединения (авиационного соединения), а также на командный пункт объединения (соединения), в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, где они учитываются в журналах (приложение N 10). Кроме того, о серьезных авиационных инцидентах немедленно докладывается устно дежурному Службы безопасности полетов, в центр управления главного командования вида Вооруженных Сил Российской Федерации или командования рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна) и в Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

В докладе (в информационной системе безопасности полетов) указывается информация в составе, предусмотренном приложением N 3(1) к настоящим Правилам. Отсутствие какой-либо информации не является основанием для задержки доклада.

(п. 96 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

97. В федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях должностные лица, проводившие расследование серьезного авиационного инцидента, не позднее 5 календарных дней со дня его окончания представляют письменное донесение о результатах расследования должностному лицу, назначившему комиссию, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), копию - начальнику Службы безопасности полетов.

В донесении указываются характер авиационного инцидента, данные о летчике (внешнем пилоте, экипаже), авиационной технике (в случаях, связанных с ее отказом или повреждением), задание, обстоятельства и причина авиационного инцидента, оценка действий летчика (внешнего пилота, экипажа) и группы руководства полетами (ОВД (органа управления полетами), рекомендации по профилактике подобных инцидентов.

(п. 97 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

98. На все авиационные инциденты в авиационных (воинских) частях (подразделениях) составляются карточки учета установленной формы (приложение N 11). Первый экземпляр указанной карточки до 15-го числа каждого месяца направляется в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации, второй - в центры боевого применения и переучивания летного состава (карточки учета авиационных инцидентов беспилотных воздушных судов - в 924 Государственный центр беспилотной авиации Министерства обороны Российской Федерации). Копии карточек учета авиационных инцидентов в Министерстве обороны Российской Федерации направляются в объединение (соединение) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а в иных федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях - в авиационное объединение (авиационное соединение) (по принадлежности воздушного судна).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

На каждый авиационный инцидент, причиной которого явился отказ авиационной техники, в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации направляется, кроме карточки учета авиационного инцидента, карточка отказа авиационной техники установленного образца.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2015 N 854)

(см. текст в предыдущей редакции)

99. Контроль за правильностью оформления карточек учета авиационных инцидентов и своевременностью их представления организуется федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом или организацией (по принадлежности воздушного судна), а в Министерстве обороны Российской Федерации - командованием объединения (соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

(п. 99 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

100. В целях своевременного принятия мер по предотвращению авиационных происшествий осуществляется информирование авиационных (воинских) частей (подразделений) об авиационных событиях и их причинах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация о состоянии безопасности полетов подразделяется на оперативную, периодическую и информацию, предоставляемую по запросу.

101. Оперативная информация доводится до авиационных (воинских) частей (подразделений) командующими объединениями (командирами соединений) видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций (по принадлежности воздушного судна).

(п. 101 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

102. Оперативная информация передается с использованием средств связи и автоматизации федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа или организаций и содержит информацию, предусмотренную приложением N 3(1) к настоящим Правилам.

(п. 102 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

103. Периодическая информация включает:

а) ежемесячные экспресс - бюллетени по безопасности полетов, составляемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2015 N 854)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) информационные выпуски об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах;

в) выпуски с рекомендациями по предупреждению ошибочных действий экипажей и органов единой системы ОрВД;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) выпуски с рекомендациями по предупреждению отказов авиационной техники;

д) материалы, содержащие анализ авиационных происшествий и авиационных инцидентов;

е) рекомендации по предотвращению авиационных происшествий.

104. В авиационных подразделениях авиационные инциденты, нарушения и ошибочные действия летного состава (экипажей) учитываются в журнале (приложение N 12).

105. В авиационной (воинской) части и авиационном соединении (соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов) авиационные инциденты учитываются в журнале (приложение N 13). Кроме того, в авиационном соединении, а также в соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, начальники соответствующих служб (отделов) (каждый по своему направлению) ведут учет авиационных инцидентов, нарушений и недостатков, имевших место при организации, проведении, управлении и обеспечении полетов. Учет ведется в соответствующих разделах указанного журнала.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

В частях (подразделениях) обеспечения учитываются авиационные инциденты, а также нарушения и недостатки в обеспечении полетов, имевшие место в этих частях (подразделениях).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

106. В федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе и организациях, в авиационном объединении, а также объединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, авиационные инциденты учитываются в журнале учета авиационных инцидентов (приложение N 14).

Кроме того, все авиационные инциденты, выявленные в авиационном объединении, а также объединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов, учитываются в зависимости от их причин соответственно в отделе боевой подготовки, соответствующих службах (отделах), на соответствующем командном пункте, в управлениях начальника тыла и начальника войск связи и радиотехнического обеспечения, в органах единой системы ОрВД.

(п. 106 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

107. В федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации учитываются все авиационные инциденты с воздушными судами государственной авиации Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339.

(см. текст в предыдущей редакции)

В Службе безопасности полетов учитываются все серьезные авиационные инциденты с повреждениями воздушных судов государственной авиации Российской Федерации.

В Службе безопасности полетов ведется единая база данных выявленных опасных факторов и авиационных событий на основе учета всех авиационных происшествий и авиационных инцидентов с воздушными судами.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(п. 107 в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2015 N 854)

(см. текст в предыдущей редакции)

108. Проверка полноты учета, объективности расследования и правильности классификации авиационных инцидентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом и организациями:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

в авиационной (воинской) части и частях (подразделениях) обеспечения полетов - ежемесячно;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

в авиационном соединении (соединении, в составе которого есть подразделения беспилотных воздушных судов), на авиаремонтном заводе и в военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации - ежеквартально.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты проверки, а также указания по устранению вскрытых недостатков записываются проверяющими в соответствующий раздел журнала учета авиационных инцидентов.

109. Обо всех авиационных инцидентах, нарушениях и ошибочных действиях, допущенных во время летной смены и дежурства расчета органа единой системы ОрВД, информируется личный состав авиационной (воинской) части (подразделения). Информация о выводах и профилактических мероприятиях по предотвращению подобных авиационных инцидентов по окончании их расследования доводится до всех заинтересованных лиц.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

110. В авиационной (воинской) части (подразделении) и частях (подразделениях) обеспечения ежемесячно (в авиационных объединениях и авиационных соединениях, а также в объединениях (соединениях), в составе которых есть подразделения беспилотных воздушных судов, - ежеквартально) проводится разбор авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава, результаты которого в виде отдельного раздела включаются в доклад командира (командующего) при подведении итогов работы.

(п. 110 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

111. Назначение разбора авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий личного состава состоит в выявлении опасных факторов, выработке рекомендаций и проведении мероприятий по предотвращению авиационных происшествий по аналогичным причинам.

Основанием для указанного разбора служат итоги проверок и результаты расследования авиационных инцидентов, а также аналитические материалы, разрабатываемые соответствующими отделами и службами. Организация проведения разбора в авиационной части (авиационном соединении) и части обеспечения возлагается на командира авиационной части (авиационного соединения) и части обеспечения, в авиационном объединении - на заместителя командующего авиационным объединением.

Организация проведения разбора в воинской части (соединении), в составе которой есть подразделения беспилотных воздушных судов и части (подразделения) обеспечения, возлагается на командира воинской части (соединения) и части (подразделения) обеспечения, а в объединении - на заместителя командующего объединением.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

112. При разборе авиационных инцидентов должны быть рассмотрены следующие вопросы:

а) оценка обстановки и условий повседневной деятельности авиационных (воинских) частей, факторы, усложнившие выполнение поставленных задач;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) характер и особенности задач, решаемых авиационными (воинскими) частями в минувшем месяце (квартале), основные итоги их выполнения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) анализ авиационных происшествий и авиационных инцидентов, выявленные опасные факторы;

г) детальный анализ безопасности полетов по категориям авиационного персонала, классности, этапам полета, метеоусловиям, другим критериям. Анализ, осуществляемый в авиационном объединении, дополнительно включает информацию о количестве авиационных инцидентов и налете за квартал в каждой авиационной части авиационного объединения по типам воздушных судов;

д) состояние профилактической работы, эффективность выполнения программ предотвращения авиационных происшествий, принимаемые меры по предупреждению повторения авиационных инцидентов, в первую очередь связанных с неправильными (ошибочными) действиями личного состава, нарушением требований нормативных документов;

е) выводы о состоянии учета, факты сокрытия или неправильной классификации авиационных инцидентов, положительные примеры работы по предотвращению авиационных происшествий;

ж) указания, предложения и рекомендации по предотвращению авиационных происшествий.

113. Материалы разбора авиационных инцидентов в Министерстве обороны Российской Федерации подписываются командующим объединением (командиром соединения) вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а в других федеральных органах исполнительной власти, федеральном государственном органе или организациях - командующим авиационным объединением (командиром авиационного соединения, должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации), и направляются в подчиненные части (подразделения) для изучения личным составом.

Копии материалов ежеквартального разбора авиационных инцидентов в объединениях (соединениях) до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляются в органы безопасности полетов соответствующего федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, а в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации или командующему родом войск Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующему Северным флотом) (по подчиненности), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил" Министерства обороны Российской Федерации и в Службу безопасности полетов.

(п. 113 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2339)

(см. текст в предыдущей редакции)