2. Техника пешеходного и горного туризма

2.1. Переправа первого участника вброд

Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, расположенной выше по течению. Кроме того, к участнику должна быть подключена веревка сопровождения, выдача которой осуществляется ниже по течению. Страховочная веревка и веревка сопровождения подключаются через "скользящие" карабины в боковую часть индивидуальной страховочной системы (ИСС).

Веревки не должны проходить через карабины на ТО. Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами проводник-восьмерка.

Расстояние между участниками, обеспечивающими страховку и сопровождение, должно быть не менее половины ширины водного препятствия, если иное не оговорено в Условиях.

2.2. Переправа первого участника через водное препятствие по бревну

Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна. Кроме того, к участнику должна быть подключена веревка сопровождения, выдача которой осуществляется ниже по течению реки. Страховочная веревка и веревка сопровождения подключаются через "скользящие" карабины в боковую часть ИСС. Участник может использовать веревку сопровождения для дополнительной опоры. Свободный конец веревки сопровождения жестко удерживается на берегу не менее чем одним участником, его подключение карабином (узлами) к участникам либо к ТО запрещается. Страховочная веревка должна удерживаться в руках не менее чем двумя участниками. Участник переправляется по бревну, постепенно выдавая веревку и контролируя ее натяжение, либо участник, осуществляющий сопровождение, выдает веревку при движении сопровождаемого участника по бревну. Способ движения по бревну (на ногах, сидя на бревне и т.д.) может быть указан в Условиях.

2.3. Переправа первого участника через овраг по бревну, по дну.

2.3.1. Организация страховки участника должна осуществляться через спусковое устройство (ФСУ), закрепленное либо на ТО, либо в точке крепления к ИСС страхующего участника. В последнем случае страховочная веревка должна проходить через карабин, закрепленный на ТО, затем через ФСУ, закрепленное в точке крепления к ИСС участника, осуществляющего страховку. Страхующий участник должен находиться на самостраховке. Страховочная веревка должна удерживаться рукой ниже (после) ФСУ не менее чем одним страхующим участником, при этом руки страхующего не должны касаться карабина (ФСУ) на ТО.

2.3.2. Провис страховочной веревки не должен быть ниже ступней страхуемого участника. Участник дополнительно может обеспечиваться ВСС, подключение, отключение и контроль за которой во время движения он осуществляет самостоятельно. Обеспечение участников ВСС оговаривается в Условиях.

2.3.3. По Условиям соревнований переправа может осуществляться методом "горизонтальный маятник". Участник выполняет ТП с опорой на перила, удерживая перила не менее, чем одной рукой на протяжении всей ОЗ. Участник переправляется по бревну постепенно выдавая (или выбирая) веревку и контролируя ее натяжение.

Провис участка перил между ТО и рукой участника не должен быть ниже ступней участника или бревна.

Свободный конец перил должен быть подключен в горизонтальный участок блокировки ИСС участника.

2.4. Подъем первого участника с нижней командной страховкой

Участник движется по склону с нижней командной страховкой свободным лазанием, простегивая страховочную веревку в карабины, закрепленные на ТО (ППС). При организации нижней командной страховки из БЗ этапа страховка осуществляется с момента подключения страховочной веревки через карабин на первом ППС. При организации страховки из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику не требуется.

2.5. Траверс склона первым участником с командной страховкой.

Участник движется по склону со страховкой свободным лазанием, простегивая страховочную веревку в карабины, закрепленные на ТО (ППС).

2.6. Организация перил

2.6.1. Перилами является основная веревка, используемая группой (связкой, участником) для преодоления препятствия, закрепленная на ТО. Перила могут выполнять роль страховки и (или) опоры.

2.6.2. На спуске допускается крепление веревки кольцом на ТО. В этом случае концы веревки должны быть связаны узлом, либо соединены при помощи карабина, при этом устройства для обеспечения самостраховки (ФСУ) и движения включаются в обе ветви перил.

2.6.3. Допускается закрепление перил зажимом (жумаром) через ТО, при этом перила должны быть дополнительно закреплены узлом "карабинная удавка", либо подключены к ТО карабином. Перила, натянутые при помощи полиспаста, крепить на зажимах не разрешается.

2.6.4. В случае, если организация перил и ВКС (сопровождения) производится через судейские карабины либо организованные на них ТО, организация перил и ВКС (сопровождения) должна производиться через разные судейские карабины или через ТО, организованные участниками, расположенные на разных судейских карабинах.

2.6.5. При движении по перилам навесной переправы, наклонной навесной переправы, бревна или параллельным перилам, организованным группой, в случае касания участником рельефа (поверхности воды) или движения по рельефу (воде) в ОЗ этапа, участник обязан вернуться на ИС этапа, при необходимости произвести дополнительное натяжение перил и повторить прохождение этапа.

2.7. Переправа по перилам вброд, по бревну, по параллельным перилам

2.7.1. При движении участник должен быть подключен коротким усом самостраховки к перилам, организованным согласно п. 2.6. Ус самостраховки может являться частью веревки сопровождения. Веревка сопровождения подключается участнику в точку крепления к ИСС, либо к карабину самостраховки, скользящему по перилам. Свободный конец веревки сопровождения должен быть закреплен на ТО либо на точке крепления к ИСС участника, стоящего на самостраховке.

2.7.2. К перилам может быть подключено не более одного участника.

2.7.3. При переправе вброд перила должны располагаться выше по течению относительно участника.

2.7.4. Переправа участника по параллельным перилам осуществляется стоя ногами на нижней веревке.

2.8. Движение по навесной переправе. Подъем (спуск) по наклонной навесной переправе

2.8.1. Переправа производится по двойным перилам, организованным согласно п. 2.6. В этом случае самостраховка обеспечивается карабином, используемым для движения, или карабином короткого уса самостраховки. При организации страховочных и грузовых перил отдельными одинарными веревками участник должен быть подключен карабином к грузовым и коротким усом самостраховки к страховочным перилам.

2.8.2. При движении участника по наклонной навесной переправе (угол наклона этапа >= 20°) вместо сопровождения участник обеспечивается ВКС.

2.8.3. При выполнении спуска по наклонной навесной переправе движение производится вперед ногами.

2.9. Подъем (спуск) по склону с самостраховкой по перилам

2.9.1. Участник движется по склону с самостраховкой по перилам, организованным согласно пункту 2.6 настоящего параграфа.

2.9.2. Для организации самостраховки на подъеме (спуске) по склону по перилам на дистанциях 1 - 3 классов допускается использовать схватывающий узел, выполненный из репшнура диаметром 6 мм (в рабочем сечении 2 ветви). На конце петли схватывающего узла, подключаемой к точке ИСС участника, должен быть завязан узел "двойной проводник". Длина петли для завязывания схватывающего узла должна быть такой, чтобы узел, завязанный на перилах, перекрывался запястьем вытянутой руки. Подключение петли осуществляется в карабин, закрепленный в центральной части ИСС.

2.9.3. Провис перил не должен быть ниже уровня ступней участника.

2.10. Подъем по склону с верхней командной страховкой

Подъем участника может осуществляться свободным лазанием, с жумаром по перилам или с опорой на перила в соответствии с Условиями. При организации ВКС с исходной стороны (ИС) из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику не требуется.

2.11. Спуск по перилам

Движение участников осуществляется на ФСУ по перилам, организованным согласно пункту 2.6 настоящего параграфа. Наличие ВКС и ВСС регламентируется Условиями. При организации ВКС с целевой стороны из БЗ этапа самостраховка страхующему участнику не требуется.

Если к перилам, организованным группой, подключена веревка для снятия данных перил, последняя должна проходить через ФСУ вместе с перилами. На этапе "Спуск по склону" данный пункт должен быть оговорен в Условиях.

2.12. Траверс склона по перилам

При движении участник должен быть подключен коротким усом самостраховки к перилам, организованным согласно пункту 2.6 настоящего параграфа. Страховочные перила должны располагаться выше по склону относительно участника и могут быть использованы участником в качестве дополнительной опоры. При движении участников перила должны проходить через все карабины, закрепленные на ТО в ОЗ этапа.

2.13. Спуск спортивным способом

Спуск участника происходит по перилам, организованным согласно пункту 2.6 настоящего параграфа. Перильная веревка должна проходить за спиной и для увеличения трения может быть обернута вокруг руки.

Прием выполняется в перчатках.

2.14. Поиск и транспортировка раненого (травмированного) участника

Район и условия поиска условного раненого (травмированного) участника

задаются перед началом этапа. Выбор участника осуществляется командой самостоятельно, если иное не оговорено в Условиях.

Способ транспортировки оговаривается в Условиях. Протяженность этапа транспортировки в зависимости от класса дистанции составляет от 100 до 1000 м. В задание на этап может включаться оказание доврачебной медицинской помощи.

На дистанциях 4 класса транспортировка раненого (травмированного) участника может быть совмещена с техническим этапом подъем (спуск) по склону.

2.15. Спуск (подъем) транспортируемого участника без сопровождающего

2.15.1. При спуске транспортируемого участника грузовые веревки должны быть проведены через тормозное устройство, закрепленное на ПС.

2.15.2. Подъем транспортируемого участника может быть выполнен следующими способами, каждый из них является отдельным ТП:

- "нога-нога";

- "грудь-нога";

- напрямую без полиспаста;

- коротким полиспастом;

а также комбинации любых из этих способов.

2.15.3. Концы грузовых подъемных веревок должны быть закреплены на ПС.

2.15.4. Транспортируемый участник обеспечивается верхней командной страховкой, если иное не оговорено в Условиях.

2.15.5. Обязательно на грузовых веревках должны быть использованы технические устройства (шант, гри-гри и т.п.) или узлы типа "прусик", исключающие протравливания грузовых веревок.

2.16. Спуск (подъем) транспортируемого участника на сопровождающем

2.16.1. При спуске (подъеме) транспортируемого участника на сопровождающем, обязательным является наличие тормозного и фиксирующего элементов на транспортной веревке. Свободный конец транспортной веревки должен быть закреплен на ПС.

2.16.2. Спуск транспортируемого участника на сопровождающем может быть выполнен следующими способами, каждый из них является отдельным ТП:

- напрямую;

- длинной петлей;

а также комбинации любых из этих способов.

2.16.3. Возможна организация спуска транспортируемого участника силами сопровождающего следующими способами, каждый из них является отдельным ТП:

- активным способом по двойной веревке;

- самовыдачей на двойной веревке.

2.16.4. Концы грузовых подъемных веревок должны быть закреплены на ПС.

2.16.5. Технический прием выполняется согласно пунктам 2.15.4 - 2.15.5 настоящего параграфа.

2.16.6. Допускается в качестве грузовой веревки использовать одну веревку, в этом случае должны быть обеспечены две верхние командные страховки: сопровождающему и транспортируемому.

2.16.7. Участники должны быть сблокированы в системе страховки в течение всего спуска (подъема) длинными и короткими усами самостраховок.

2.17. Переправа транспортируемого участника

2.17.1. Транспортировка участника осуществляется по перилам, организованным в соответствие с пунктом 2.6 настоящего параграфа.

2.17.2. Участник должен быть обеспечен двухсторонним сопровождением. Допускается вытягивание транспортируемого участника веревкой сопровождения. Концы веревок сопровождения должны быть закреплены на ПС.

2.17.3. При спуске (подъеме) по наклонной навесной переправе транспортируемый участник должен быть обеспечен верхней командной страховкой.

2.17.4. На двойных горизонтальных перилах может быть организована транспортировка с сопровождающим. При этом участники должны быть сблокированы в системе страховки между собой по пункту 2.16.7 настоящего параграфа. Для транспортировки участника допускается применение полиспаста со стороны финишного ПС.

2.18. Судейство соревнований в данном виде программы осуществляется по бесштрафовой системе оценки. Нарушение должно быть исправлено группой (участником) на месте, без продолжения дальнейшего движения по дистанции, либо повторением выполнения упражнения.

2.19. Действия судей и участников в случае ошибок и нарушений при прохождении этапов приведены в Таблице 2 Приложения N 1 к § 9.