2. Предпосылки для изменения подхода к внутреннему аудиту налоговых органов

2. Предпосылки для изменения подхода к внутреннему аудиту

налоговых органов

2.1. Целью внутреннего аудита в Федеральной налоговой службе является повышение эффективности деятельности налоговых органов посредством выявления и предотвращения нарушений, недостатков и рисков их совершения (образования), а также устранения их причин и минимизации негативных последствий.

Анализ итогов внутреннего аудита в динамике показал, что несмотря на стопроцентный охват налоговых органов комплексными аудиторскими проверками, проводимыми с периодичностью раз в два-три года, по результатам последующих проверок в управлениях и инспекциях вновь выявляются нарушения, аналогичные ранее установленным.

По результатам проведения аудиторских проверок, назначаемых по принципу периодичности и охватывающих все направления деятельности проверяемых налоговых органов, не обеспечивается в полной мере выявление самых рискоемких направлений деятельности проверяемых налоговых органов, установление наиболее существенных нарушений, оказывающих влияние на эффективность налогового администрирования, а также основных причин и условий их возникновения, что в конечном счете влечет повторяемость значимых и системных нарушений в дальнейшей деятельности налоговых органов.

Уменьшению количества повторяемых нарушений будет способствовать анализ рисков в деятельности налоговых органов на стадии планирования аудиторских проверок с дальнейшим проведением углубленного предпроверочного анализа и формирования на его основе программ аудиторских проверок, учитывающих особенности и риски в деятельности проверяемых налоговых органов.

Концентрация усилий проверяющих на наиболее рискоемких участках деятельности проверяемых налоговых органов позволит оптимизировать затраты на внутренний аудит и повысить его эффективность и результативность.

Для своевременного и эффективного корректирующего воздействия на ключевые технологические процессы ФНС России и риски, присущие этим процессам, необходима оценка надежности системы внутреннего контроля налоговых органов, организованной на всех уровнях управления, для чего требуется разработка критериев оценки надежности системы внутреннего контроля налоговых органов и придание этим критериям официального статуса.

Под внутренним контролем в ФНС России в целях настоящей Концепции понимается процесс, осуществляемый непрерывно на всех уровнях управления, во всех подразделениях налоговых органов для обеспечения:

- соблюдения налоговыми органами, организациями, находящимися в ведении ФНС России, а также их должностными лицами требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правовых актов ФНС России;

- эффективности и результативности деятельности налоговых органов;

- своевременного выявления и анализа рисков в деятельности налоговых органов;

- полноты и достоверности данных информационных ресурсов и показателей отчетности налоговых органов.

Помимо оценки полноты и правильности соблюдения законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов ФНС России необходимо развитие аудита эффективности деятельности налоговых органов.

Под аудитом эффективности в ФНС России в целях настоящей концепции понимается определение эффективности использования ресурсов, полученных объектами аудита для осуществления возложенных на них функций.