Документ не применяется. Подробнее см. Справку

IV. Ответственность за нарушение правил проведения предвыборной агитации

IV. Ответственность за нарушение правил проведения

предвыборной агитации

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона запрещается злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации: не допускается злоупотребление свободой массовой информации, предвыборные агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.

Данная норма Закона соответствует нормам, содержащимся в статье 29 Конституции Российской Федерации и статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Ответственность предусматривается законодательством о средствах массовой информации, включая нормы уголовного, гражданского законодательства. Согласно статье 40.8 Кодекса РСФСР "Об административных правонарушениях" нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством, влечет наложение на главного редактора, иное ответственное лицо либо журналиста штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В пункте 4 статьи 60 Закона для организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, указанных в пунктах 1, 4 статьи 55 Закона, установлен специальный срок (до окончания предвыборной агитации) для дачи опровержения информации, способной нанести ущерб чести и достоинству зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), если такая информация была размещена указанными средствами массовой информации.

При применении данной статьи организациям телерадиовещания, редакциям периодических печатных изданий рекомендуется руководствоваться также положениями пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому: "Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности". В своих разъяснениях Пленум Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 18 августа 1992 г. N 11, в редакции Постановления от 25.04.95 N 6) указал, что порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту), и другие сведения, порочащие производственно - хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п., которые умаляют честь, достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Пункт 3 статьи 60 Закона говорит о том, что "Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда на основаниях, предусмотренных пунктом 17 статьи 56, пунктами 14 и 20 статьи 57 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.".

Ответственность за выполнение указанной нормы Закона не может быть возложена на организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, учитывая, что Закон не возлагает на кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенных лиц и уполномоченных представителей обязанностей по предоставлению в средства массовой информации сведений о своей коммерческой и иной деятельности, а также о своем участии, владении либо членстве в органах управления организаций.

При размещении коммерческой рекламы организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий следует руководствоваться действующим в Российской Федерации Законом "О рекламе", а также общими нормами действующего гражданского законодательства и законодательства о средствах массовой информации.