Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Раздел Х. АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

Раздел Х

Акты, претензии и иски

КонсультантПлюс: примечание.

Гражданским кодексом РФ изменен претензионно - исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа.

214. Обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности пароходства, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при перевозке по внутренним водным путям, удостоверяются составляемыми пароходством коммерческими актами или актами общей формы.

215. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

а) несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

б) повреждения или порчи груза или багажа;

в) обнаружения груза или багажа без документов или документов без груза или багажа;

г) возвращения пароходству похищенного груза или багажа.

Недостачи и порча нефтегрузов устанавливаются актами сдачи-приема нефтепродуктов, составляемыми по форме, утвержденной Министерством речного флота и Министерством нефтяной промышленности СССР.

Акты общей формы составляются для удостоверения обстоятельств, не предусмотренных настоящей статьей.

Порядок составления актов и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются Правилами.

216. Пароходство обязано составить коммерческий акт, если оно само обнаружило указанные в ст. 215 настоящего Устава обстоятельства или если наличие хотя бы одного из этих обстоятельств указал получатель или отправитель груза или багажа.

Коммерческий акт подписывается начальником порта (пристани) или лицом, им уполномоченным, и лицами, участвовавшими в проверке груза, а также грузополучателем, если он участвовал в проверке груза или багажа.

При отсутствии грузополучателя коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником порта (пристани) или его заместителем, приемосдатчиком, начальником грузовой конторы или заведующим складом, а при отсутствии начальника грузовой конторы или заведующего складом на данной пристани - другим лицом, принимавшим участие в проверке груза или багажа.

217. Жалобы по вопросам обеспечения перевозок, поступившие от пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, начальник пароходства или начальник порта (пристани) обязан рассмотреть в пятидневный срок и письменно уведомить заявителя о результатах рассмотрения жалобы и о принятых мерах.

В случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обратиться в вышестоящие органы внутреннего водного транспорта, которые обязаны проверить жалобу и о принятых мерах уведомить заявителя не позднее месячного срока.

Контроль за правильным и своевременным рассмотрением начальниками пароходств и портов (пристаней) поступающих жалоб возлагается на вышестоящие органы внутреннего водного транспорта, которые обязаны систематически проверять положение дел с разбором жалоб, записи в книге жалоб и ответы на них и о результатах проверки делать отметки в книге жалоб.

Запись в книге жалоб не исключает необходимости предъявления претензии о возмещении ущерба, причиненного при перевозке, и об уплате штрафов.

218. Иски к пароходствам, вытекающие из перевозки и буксировки, могут предъявляться только в случае полного или частичного отказа пароходства удовлетворить претензию или после истечения срока, установленного для рассмотрения претензии.

219. Право на предъявление к пароходству претензий и исков имеют:

а) в случае полной утраты груза:

грузополучатель - при условии представления грузовой квитанции с отметкой на ней порта (пристани) назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления грузовой квитанции - документа об оплате стоимости груза и справки пароходства об отправке груза с отметкой порта (пристани) назначения о неприбытии груза;

грузоотправитель - при условии представления грузовой квитанции;

б) в случае частичной утраты, порчи или повреждения груза - грузополучатель при условии представления накладной и коммерческого акта, выданного ему пароходством, или акта, указанного в статье 215 (для нефтеналивных грузов);

в) в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при условии представления накладной;

г) в случае задержки в выдаче груза - грузополучатель при условии представления накладной и акта;

д) в случае перебора провозных платежей - грузоотправитель или грузополучатель в зависимости от того, кто представит накладную;

е) в случае утраты, порчи, повреждения или просрочки доставки багажа: при полной утрате - предъявитель багажной квитанции, во всех остальных случаях - предъявитель выданного пароходством акта о частичной утрате, порче, повреждении или просрочке доставки багажа.

Действие настоящей статьи распространяется и на претензии, вытекающие из буксировки.

220. Не допускается предъявление взаимных претензий грузоотправителей, грузополучателей и пароходств на сумму менее 2 р. 50 к. по каждой накладной.

Не допускается предъявление претензий о возмещении суммы недобора или перебора и об уплате штрафа за просрочку по тем грузовым перевозочным документам, по которым общая сумма причитающихся или взысканных платежей и сборов не превышает 10 руб.

221. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузополучателем или грузоотправителем вышестоящей или нижестоящей организации.

Передача права на предъявление претензий удостоверяется переуступочной надписью на документе.

222. Претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к управлению пароходства назначения.

Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут быть предъявлены к управлению пароходства отправления или назначения по усмотрению заявителя претензии.

Претензии, возникающие из перевозки груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

а) к управлению дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;

б) к управлению пароходства назначения, когда конечным пунктом перевозки является пристань или порт.

Претензии грузоотправителей по причитающимся им штрафам или премиям предъявляются к управлению пароходства отправления.

223. К претензионному заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие претензию. К заявлению о возмещении полной или частичной утраты или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

224. Претензии к пароходствам могут быть заявлены в течение шестимесячного срока, а претензии о выплате премий, об уплате штрафа за просрочку в доставке груза и о возврате штрафа за простой судов - в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о возмещении за повреждение или частичную утрату груза или багажа;

б) по истечении 30 сут со дня окончания срока доставки - по претензиям о возмещении за полную утрату груза;

в) по истечении четырех месяцев со дня приема груза к перевозке - по претензиям о возмещении за полную утрату груза, возникшим из перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;

г) по истечении 20 сут после окончания срока доставки багажа - по претензиям о возмещении за полную утрату багажа;

д) со дня выдачи груза или багажа - по претензиям о переборе провозных платежей и о штрафе за просрочку в доставке груза или багажа;

е) по окончании пятидневного срока, установленного для оплаты счетов (ст. 186), - по претензиям о взыскании сумм, причитающихся за неподачу или несвоевременную подачу тоннажа или тяги;

ж) со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) пароходства о начислении штрафа - по претензиям о возврате штрафа, взысканного в безакцептном порядке;

з) со дня окончания буксировки - по требованиям, возникающим из буксировки;

и) со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, - во всех остальных случаях.

225. Управление пароходства обязано рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в следующие сроки со дня получения претензии:

а) в течение шести месяцев - по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении;

б) в течение 45 дней - по претензиям о переборах провозных платежей, о штрафах и премиях;

в) в течение трех месяцев - во всех остальных случаях.

226. При частичном удовлетворении или отклонении претензии в уведомлении должно быть указано основание решения управления пароходства со ссылкой на соответствующие статьи настоящего Устава. В этих случаях представленные при претензионном заявлении документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз или плот переадресован и выдан другому получателю, то претензия возвращается пароходством заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз или плот, и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для непосредственного расчета заявителя претензии с фактическим получателем груза или плота или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.

При полном или частичном отклонении претензии управлением пароходства или оставлении ее без ответа заявителю претензии предоставляется на предъявление иска в суде двухмесячный срок со дня получения ответа или со дня истечения срока, установленного для ответа.

227. Иски пароходств, вытекающие из перевозки и буксировки, могут быть предъявлены в судебные органы в течение шести месяцев.

Указанный шестимесячный срок исчисляется:

а) по взысканию недобора провозных платежей - со дня выдачи груза;

б) по взысканию штрафов, причитающихся за непредъявление грузов, плотов и судов к перевозке или буксировке, - по окончании пятидневного срока, установленного для уплаты этих сумм (ст. 186);

в) во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

228. В тех случаях, когда расчеты по недостачам и излишкам грузов производятся по окончании навигации (ст. 194), срок исковой давности исчисляется с 1 января следующего года.

229. На признанную сумму претензии или присужденную сумму иска пароходство уплачивает 4% годовых.

Проценты начисляются по день перечисления или уплаты денег, начиная со следующих сроков:

а) по претензиям о возврате перебора провозной платы и дополнительных сборов - со дня выдачи груза или багажа;

б) по всем остальным претензиям - со дня предъявления претензии.

В таком же размере уплачивают проценты грузоотправители, грузополучатели и владельцы предъявляемых к буксировке судов и плотов по предъявленным к ним пароходством требованиям, возникшим из перевозки или буксировки.

В этих случаях проценты начисляются со дня предъявления пароходством письменного требования об уплате соответствующих сумм по день уплаты.

При возврате перебора в течение месячного срока со дня выдачи груза, а также при уплате недобора в течение того же срока со дня получения извещения о недоборе проценты на выплаченные суммы не начисляются.

По претензиям и искам о штрафах и по претензиям о выплате премий проценты не начисляются.

230. Иски к пароходствам, вытекающие из перевозки и буксировки, предъявляются в судебные органы по месту нахождения управления пароходства, к которому была предъявлена претензия.

231. Претензии о возврате перебора провозных платежей, а также о выплате премий, предусмотренных тарифами, не подлежат судебному рассмотрению и разрешаются управлением пароходства.

По претензиям о возврате перебора и о выплате премий на сумму до 100 руб. решение начальника пароходства является окончательным и не может быть обжаловано.

По претензиям о возврате перебора и о выплате премий на сумму свыше 100 руб. решение начальника пароходства может быть в месячный срок обжаловано министерству (ведомству), которому подчинено пароходство. В такой же срок на рассмотрение министерства (ведомства) могут быть переданы все претензии о возврате перебора и о выплате премий независимо от суммы, по которым управление пароходства не дало ответа заявителю в сроки, установленные ст. 225 настоящего Устава.

Решения министерства (ведомства) по этим жалобам являются окончательными и должны быть сообщены заявителю претензии в течение месячного срока.

232. К требованиям, указанным в ст. 224, 227 и 231 настоящего Устава, применяются правила о перерыве и приостановлении течения давности, установленные гражданскими кодексами союзных республик. Продление этих сроков не допускается.

* * *

Министерство речного флота и его органы на водных путях, грузоотправители и грузополучатели обязаны неуклонно и точно выполнять требования настоящего Устава.