VI. Методика контрольной работы

21. Вопросы контроля за геолого - маркшейдерскими и горнотехническими обоснованиями платежей при пользовании недрами входят в число обязательных вопросов, рассматриваемых при комплексном обследовании предприятий и проверках геолого - маркшейдерского обеспечения горных работ, а также при рассмотрении и согласовании годовых планов развития горных работ. В годовых, квартальных и месячных планах работы управлений округов (управлений), отделов по охране недр и государственных инспекторов по охране недр и переработке минерального сырья могут предусматриваться специальные темы, включая целевые проверки предприятий, заседания Совета округа, техническая учеба и т.д.

22. Работа органов Госгортехнадзора России с государственными налоговыми инспекциями осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии должно содержать взаимные обязательства о порядке и формах взаимодействия органов Госгортехнадзора России и налоговых инспекций и, в частности, предусматривать:

передачу в государственную налоговую инспекцию ежегодных планов работы управления округа (управления) для организации совместных проверок;

представление в государственную налоговую инспекцию сведений о выявленных случаях сокрытия или предоставления неверных сведений об объемах добытого минерального сырья, о сверхнормативных потерях минерального сырья;

совместные с государственной налоговой инспекцией проверки горных предприятий;

совместное с государственной налоговой инспекцией рассмотрение спорных вопросов, возникающих при контроле за платежами при пользовании недрами в части их геолого - маркшейдерских и горнотехнических обоснований, проведение семинаров.

Органы государственного горного надзора и государственные налоговые инспекции в соглашениях о взаимодействии в пределах своей компетенции предусматривают содействие организации на горнодобывающих предприятиях эффективного геолого - маркшейдерского учета добычи минерального сырья.

23. При согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) следует обращать особое внимание на:

непревышение нормативов потерь полезных ископаемых уровням потерь, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами;

соответствие применяемых при расчетах ставок и льгот условиям лицензий на пользование недрами;

соответствие объемов добычи и сверхнормативных потерь, включенных в расчеты платежей за предыдущий период, фактическим объемам добычи и сверхнормативных потерь;

обоснованность геолого - маркшейдерских и горнотехнических данных, включаемых в расчеты платежей при пользовании недрами;

правомерность применения понижающего коэффициента в части геолого - маркшейдерского и горнотехнического обоснования платежей при пользовании недрами и отнесения минерального сырья к продукции более высокой степени технологического передела;

соответствие геолого - маркшейдерского учета добычи полезных ископаемых и их потерь действующим нормативным требованиям;

выполнение ранее выданных предписаний органов Госгортехнадзора России по устранению нарушений законодательства о недрах и налогового законодательства.

При установлении графика согласования годовых планов развития горных работ следует давать недропользователям разъяснения о том, что все потери полезных ископаемых при добыче, допущенные в период работы без согласованных нормативов потерь, относятся к сверхнормативным потерям и подлежат налогообложению в двойном размере.

24. Уточнение геолого - маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами применительно к конкретным условиям горнодобывающих предприятий осуществляется при согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).

25. Горнодобывающим предприятиям, имеющим сложную технологию переработки минерального сырья и спорные вопросы по обоснованию расчетов платежей, следует рекомендовать разработку специальных методик расчетов платежей и представления их на согласование в Госгортехнадзор России и МНС России или их территориальные органы.

26. При проверке горнодобывающих предприятий особое внимание следует уделять правильности оплаты сверхнормативных потерь, неиспользуемых, но стоящих на государственном учете попутных полезных ископаемых и компонентов, применению установленных льгот и другим вопросам экономического стимулирования рационального и комплексного использования минерально - сырьевых ресурсов.

По результатам проверки органами государственного горного надзора предприятиям выдается акт - предписание с конкретными сроками устранения выявленных нарушений.

27. По результатам контрольной работы органами государственного горного надзора в исполнительные органы субъектов Российской Федерации и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации направляются предложения по дополнению условий лицензий на пользование недрами в части геолого - маркшейдерских и горнотехнических обоснований по уточнению условий взимания платежей при пользовании недрами, применению налоговых льгот, стимулирующих рациональное и комплексное использование минеральных ресурсов, а также по изъятию лицензий на пользование недрами у недропользователей, нарушающих требования законодательства о недрах и налогового законодательства.

28. Об опыте контрольной работы, проблемных вопросах, возникающих при рассмотрении обоснований расчетов платежей при пользовании недрами, территориальные органы Госгортехнадзора России информируют Госгортехнадзор России в годовых отчетах о работе, а при необходимости и оперативно.