Создание конкурентной среды и условий для выхода на рынок новых предприятий

Создание конкурентной среды

и условий для выхода на рынок новых предприятий

Преобразования в этой сфере нацелены на активизацию роли государства в развитии конкуренции, а также в создании благоприятной среды для создания новых предприятий частного сектора.

На протяжении 1999 года как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях Правительством будут разработаны и осуществлены меры:

- повышающие эффективность институционального режима в области конкуренции,

- укрепляющие независимость принятия регулирующих решений в сфере экономики.

Для этой цели будут уточнены функции и организационная структура Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), созданного в конце 1998 года. В частности, на МАП России будут возложены следующие задачи:

- укрепление единого экономического пространства Российской Федерации и одновременное обеспечение условий для создания новых предприятий, особенно малых и средних, а также для межрегиональной торговли и инвестиций;

- недопущение нарушений свободы конкуренции; пресечение попыток антиконкурентного формирования цен на товары; предотвращение антиконкурентных слияний и поглощений хозяйствующих субъектов; структурная реорганизация монополий, препятствующих конкуренции, и усиление санкций за антиконкурентное поведение;

- защита прав потребителей и защита от нарушения прав интеллектуальной собственности, включая сферу рекламы.

Для эффективного решения этих задач будут укреплены территориальные отделения МАП России.

Будут приняты все необходимые меры для того, чтобы регулирование естественных монополий на транспорте, в области связи и в энергетике осуществлялось следующим образом:

- работа по каждому из направлений будет организована независимо от контролируемых организаций;

- решения в области регулирования тарифов и цен на соответствующие продукцию и услуги принимаются и на основе известных правил;

- обеспечивается "финансовая независимость" деятельности соответствующих служб (организаций);

- их руководители имеют четко определенные полномочия, назначаются на фиксированный срок и снимаются с должности Председателем Правительства России и ограждаются от политизации;

- обеспечивается "прозрачность" процесса обжалования потребителями и регулируемыми организациями принятых ими решений, в том числе - через публичные совещания и слушания;

- соответствующим службам (организациям) обеспечивается право законодательной инициативы;

- деятельность по каждому из направлений подлежит контролю в целях обеспечения защиты интересов общества;

- обеспечивается достаточная сеть региональных подразделений соответствующих служб (организаций) для эффективного надзора и выполнения решений в сфере регулирования на региональном и муниципальном уровнях;

- штаты соответствующих служб комплектуются достаточным количеством профессионалов, имеющих необходимые навыки и знания.

Со своей стороны, МАП России разработает меры экономической политики, направленные на уменьшение антиконкурентной концентрации и интеграции на ключевых рынках товаров в различных отраслях промышленности и в секторе инфраструктурных монополий, включая финансово-промышленные группы (ФПГ) и нефтяную отрасль. С этой целью в третьем квартале 1999 года МАП России опубликует доклад, содержащий комплексную оценку концентрации и интеграции на рынках в промышленности и в секторе инфраструктурных монополий. На основе этого доклада Правительством России будут разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания поправки к Закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Правительство России примет необходимые меры по принятию указанных поправок в четвертом квартале 1999 года.

В третьем квартале 1999 года МАП России разработает и опубликует для обсуждения проект новых правил слияния, отвечающих мировой практике. Эти правила установят четко определенные различия между слияниями и поглощениями, способствующими конкуренции и антиконкурентными; кроме того, они будут регламентировать контроль за экономической концентрацией. Предусматривается, что после общественного обсуждения новые правила будут окончательно доработаны и опубликованы в третьем квартале 1999 года.

Правительство России будет устранять любые препятствия на пути создания новых хозяйствующих субъектов, а также организации торговли товарами и услугами на территории всех регионов Российской Федерации - как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. С этой целью для внедрения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях нового порядка лицензирования хозяйственной деятельности Правительство России добилось принятия в сентябре 1998 г. Федерального закона о лицензировании ("О лицензировании отдельных видов деятельности"). Также Правительство России внесло в Государственную Думу Федерального Собрания поправки к статье 17 указанного Закона, направленные на сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, имея в виду принятие этих поправок в четвертом квартале 1999 года. Кроме того, предусматривается применять существенно более строгие санкции в отношении хозяйствующих субъектов, юридических лиц, органов власти и физических лиц за допускаемые в этой сфере нарушения. Будет создана система контроля за соблюдением соответствующих нормативно-правовых актов. Ежеквартально будут публиковаться факты таких нарушений, имеющих место как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Предусматривается добиться качественного улучшения ситуации в сфере создания новых малых и средних предприятий. С этой целью до конца 1999 года Правительство России во взаимодействии с региональными торговыми палатами сформирует на региональном и муниципальном уровнях общенациональную сеть информационных центров для вновь создаваемых предприятий. Такие центры будут обеспечивать предпринимателей информацией по следующим вопросам:

- рыночные возможности;

- составление надежных коммерческих бизнес-планов;

- порядок лицензирования, регистрации и налогообложения;

- источники финансирования.

В четвертом квартале 1999 года Правительство России намерено учредить независимый орган по правам малых предприятий - налогоплательщиков с отделениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эти отделения будут обеспечивать контроль за соблюдением законодательства, обеспечивающего недискриминационное отношение к малым и средним предприятиям всех уровней власти, а также налоговых органов. Кроме того, с целью принятия до конца 1999 года Правительством России будет разработан и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания проект закона, направленного на повышение эффективности кредитования малых и средних предприятий в соответствии с международными нормами, принятыми в финансовом секторе.

Для содействия разрешению деловых споров, особенно в целях повышения эффективности дисциплины правоприменения в отношении сторон, проигравших дело в арбитражном суде, предусматривается укрепить институт судебных исполнителей. К концу 1999 года штаты судебных исполнителей будут увеличены вдвое.