Либерализация режима прямых иностранных инвестиций и режима внешней торговли

Либерализация режима прямых

иностранных инвестиций и режима внешней торговли

Преобразования в этой сфере нацелены на обеспечение справедливого режима иностранным инвесторам, устранение барьеров во внешней торговле в соответствии с мировой практикой.

В условиях жесткой конкуренции между странами мира за прямые иностранные инвестиции необходим проработанный план мероприятий по приведению экономической политики Правительства России в сфере прямых иностранных инвестиций в соответствие с международной практикой. Председателем Правительства Российской Федерации сделано специальное заявление о политике в области иностранных инвестиций, опубликованное в мировых средствах массовой информации. Будут сделаны дополнительные выступления по разъяснению политики Правительства России в вопросах создания благоприятных условий для прямых иностранных инвестиций в соответствии с международной практикой.

В настоящее время принят закон об иностранных инвестициях, который существенно улучшил положение иностранных инвесторов в Российской Федерации.

В третьем квартале 1999 года Правительство России направит в Государственную Думу Федерального Собрания законопроект, предусматривающий сокращение в несколько этапов перечня отраслей, прямые иностранные инвестиции в которые в настоящее время запрещены, а также действующих ныне ограничений на прямые иностранные инвестиции в отраслях, где такие инвестиции разрешены, но ограничены. Это будет касаться не только промышленных отраслей, но также инфраструктурных монополий и сектора услуг. Правительство России считает важным приведение экономической политики в сфере прямых иностранных инвестиций в соответствие с Генеральным соглашением ВТО о торговле услугами. В этом контексте до конца третьего квартала 1999 года будут предприняты все необходимые меры для расширения области применения соглашений о разделе продукции.

Правительство России считает необходимым воздерживаться от любых законодательных инициатив по установлению новых льгот для прямых иностранных инвестиций, в том числе в сфере налогообложения и таможенных пошлин. Недопустимо также законодательное оформление новых "приоритетных" отраслей или проектов. Правительством России предусматриваются в четвертом квартале 1999 г. все необходимые законодательные меры для невозобновления льгот, действующих ныне в рамках реализации проектов с привлечением прямых иностранных инвестиций, и, следовательно, для их ликвидации по истечении сроков действия уже заключенных контрактов.

Правительство будет настойчиво развивать успехи, достигнутые в области реформирования внешней торговли. В частности, предусматривается воздерживаться от любых законодательных инициатив, направленных на введение новых количественных ограничений на внешнеторговые операции, будь то экспортные или импортные. Любые новые ограничения в сфере внешней торговли не должны выходить за рамки правил ВТО. В области тарифной политики в период 1999 - 2000 годов планируется:

- ежеквартально в течение 1999 года выбирать примерно 75 групп товаров со ставкой ввозной пошлины в размере 30% - с целью ее снижения до 20%;

- развивать практику сокращения перечня товаров, к которым применяются специфические ставки ввозной пошлины; сократить перечень таких товаров на 80 позиций в 1999 году и еще на 80 в 2000 году;

- существенно сократить количество льгот по уплате таможенных платежей. Для целей таможенной оценки впредь не будут применяться справочные цены. Будет обеспечиваться равное отношение как к иностранным, так и к отечественным компаниям, работающим в секторе услуг; в этой связи Всемирной торговой организации будут представлены предложения по сектору услуг в качестве элемента переговоров о вступлении России в ВТО.

Правительство России не планирует прибегать к административным или иным нерыночным способам распределения поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы, в том числе для получения права на экспорт. Предусматривается, что экспортные кредиты, выдаваемые банками, будут предоставляться по рыночной процентной ставке, причем любым и всем предприятиям исходя исключительно из коммерческих соображений банков. При этом права на получение кредита должны определяться исходя из недискриминационных нормативов вне зависимости от того, к какой отрасли принадлежит та или иная компания.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 154-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Правительство России продолжает работу по устранению технических барьеров в торговле. В частности, в июле 1998 года были приняты поправки к Закону "О сертификации продукции и услуг". Они упрощают процедуры сертификации, устраняют дублирование при их осуществлении, обеспечивают допуск к сертификации любых организаций независимо от формы собственности, а также постепенный переход к использованию деклараций производителя вместо обязательной предпродажной сертификации.