Решение Верховного Суда РФ от 21.04.1998 N ГКПИ98-99 <Об оставлении без удовлетворения заявления об отмене пункта 11 Постановления Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма Минфина РФ от 13.10.1997 N 22-03-03>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-99

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице

Председательствующего - Судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.

при секретаре Поповой Ю.В.

с участием прокурора Федотовой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соловьева Николая Дмитриевича об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03,

установил:

Соловьев Н.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что оспариваемые им Постановление Правительства Российской Федерации (п. 11) и письмо Министерства финансов Российской Федерации в части проведения деноминации денежных вкладов граждан без предварительной их индексации противоречит Закону Российской Федерации от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

В судебное заседание Соловьев Н.Д. не явился, не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Фирсова Н.Г. с доводами заявления не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, указав при этом на то, что обжалуемые Постановление и письмо действующему законодательству не противоречат.

Деноминация никакого ущерба денежным вкладам граждан не причиняет, и она ни в какой мере не связана с их индексацией.

Обсудив доводы заявления Соловьева Н.Д., выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации Фирсовой Н.Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" принято решение об укрупнении российской денежной единицы, проведении с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах, обеспечив параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение 1998 г.

Как установлено судом, во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято оспариваемое заявителем Постановление, касающееся проведения необходимых на этот счет мероприятий и установления порядка выплаты и расчетов по денежным обязательствам, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, начиная с 1 января 1998 г., исходя из нового масштаба цен, включая и перерасчет остатков средств по счетам балансов кредитных организаций, в том числе и остатков вкладов населения и депозитов юридических лиц (п. п. 6 и 11). Об этом же говорится и в письме Министерства финансов Российской Федерации.

Из содержания приведенных положений обжалуемого Постановления Правительства Российской Федерации и письма усматривается, что денежные вклады граждан, как и все иные денежные средства, подлежали деноминации на равных условиях и причинения какого-либо ущерба гражданам в связи с этим не допускалось.

Не установлено судом и каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о противоречии указанных выше положений Постановления Правительства Российской Федерации, а также и письма Минфина Российской Федерации действующему законодательству Российской Федерации, в том числе и Закону Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

При таких данных, по мнению суда, оснований для признания незаконными оспариваемых Постановления Правительства Российской Федерации и письма Министерства финансов Российской Федерации не имеется.

Утверждение заявителя о том, что в соответствии с названным выше Законом денежные вклады граждан перед деноминацией рубля должны быть проиндексированы, не может быть признано обоснованным, поскольку такого указания Закон не содержит.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации гарантированные сбережения граждан, созданные в период до 20 июня 1991 г., являются государственным внутренним долгом Российской Федерации.

Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.

Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (ст. 12 вышеназванного Закона).

Из содержания приведенных и других норм данного Закона каких-либо требований о необходимости индексации денежных вкладов граждан перед проведением деноминации рубля не усматривается.

Не содержится таких требований и в Законе РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".

При разрешении заявленных Соловьевым Н.Д. требований суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что индексация денежных вкладов и деноминация денежной единицы Российской Федерации, предусмотренная оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации, между собой никакой связи не имеют и деноминация рубля на ценность вклада не влияет. В связи с этим довод заявителя о необходимости индексации вкладов граждан, в том числе и созданных до 20 июня 1991 г., до проведения деноминации рубля не основан на законе.

По этим же основаниям не подлежит удовлетворению и требование заявителя об отмене письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Соловьева Николая Дмитриевича об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. N 1182 (п. 11) "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и письма Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 22-03-03 оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.